В пятницу, 29 июля, эстонские СМИ обнародовали высказывание назначенного недавно министром предпринимательства и инфотехнологий Кристьяна Ярвана, члена партии "Отечество" (Isamaa). Ярван назвал утверждения Банка Эстонии о том, что высокую инфляцию в стране обусловили выплаты из второй пенсионной ступени, самым некомпетентным анализом последних лет.
Сообщается, что Кристьян Ярван, который в свое время горячо поддерживал реформу второй пенсионной ступени, а именно выплату накопленных в этом фонде денег населению для стимулирования потребления, возмутился позицией Каспара Оя. Каспар Оя, как подчеркнули местные СМИ, трудится "на полставки советником по экономическим вопросам президента и на полставки – экономистом Банка Эстонии".
Заявление Оя, возмутившее Ярвана, звучало так: "Снятые из второй пенсионной ступени накопления способствовали росту цен".
"К сожалению, если углубиться в эти анализы, то аргументов в поддержку утверждений не найдешь. Показывают, что одна цифра большая, вторая большая, и так с легкостью приходят к выводу, что тут, следовательно, должна быть корреляция", – описал Ярван впечатление от анализа Оя.
И посоветовал сравнить ситуацию в Эстонии с ситуацией в соседних странах, где пенсионной реформы не было, но с начала 2021 года инфляция стабильно росла.
Напомним, что, действительно, инфляция в странах Балтии усилилась еще в 2021 году – после пандемии коронавируса и в результате спекулятивного роста цен на электроэнергию на европейской бирже Nord Pool в условиях бойкота странами Балтии электроэнергии с новой атомной станции Белоруссии – БелАЭС, а также стремительного движения к выходу из БРЭЛЛ и борьбы против электроэнергии из России.
Тогда же экономисты и различные эксперты пеняли на погоду, изменение климата и биржевых цен на энергоносители. Тогда же политики старательно игнорировали мнения тех своих коллег, которые призывали временно выйти из Nord Pool и снизить зависимость стран от квот на выбросы СО2.
Идея выплатить деньги из второй пенсионной ступени, якобы под предлогом того, что люди сами лучше обеспечат себе накопления на старость, служили спасательным кругом для запуска экономики, которая начала перегреваться в своем торможении.
Конечно, деньги, вброшенные в оборот на стимулирование потребления, провоцируют инфляцию, и Банк Эстонии, видимо, стремился сфокусировать внимание на этом, а не на том, что на самом деле послужило причиной серьезного падения экономики.
Фактически ухудшение экономических условий во многом стало продуктом антироссийской агрессивной политики стран Балтии, которые к тому же влезли в чудовищные долги, увеличивая расходы на оборону и оказывая беспрецедентную помощь преступному киевскому режиму на Украине.
Выходит, министр Кристьян Ярван, возможно, сам того не желая, опосредованно обвинил в ухудшении экономической ситуации в Эстонии эстонскую же государственную политику.