На этой неделе в эстонских СМИ появилось мнение главного редактора Lääne-Virumaa Uudised Айвара Хундимяги о положении в стране. Он заявил, что правительству Эстонии пора признать наличие кризиса.
По словам Хундимяги, совсем скоро в Эстонии начнут расти задолженности, последует волна банкротств, перераспределение долей рынка, причем повсеместно, то есть и за рубежом, снизится темп инвестиций и увеличится безработица. Это не пустые слова.
"В последние несколько недель я общался с несколькими десятками предпринимателей, работающих в разных сферах, читал ответы ведущих бизнесменов, принявших участие в опросе лидеров общественного мнения газеты Äripäev, и не понимаю оптимизма Министерства финансов, опубликовавшего в конце августа новый экономический прогноз", – сказал Хундимяги.
Он напомнил, что министр финансов Кейт Пентус-Розиманнус, представляя экономический прогноз, заявила на пресс-конференции, что у министерства в основном хорошие новости: "Если весной было много неопределенности и составителям прогноза было трудно оценить влияние войны на эстонские предприятия, то теперь ясно, что эстонские предприятия адаптируются лучше, чем ожидалось. Они хорошо справились с коронавирусным кризисом и сейчас хорошо справляются в военной ситуации. Война не принесла такого негативного влияния, как мы опасались весной".
Хундимяги признался, что очень хотел бы, чтобы Пентус-Розиманнус оказалась права. Но отметил, что, к сожалению, на этот раз министр финансов, скорее всего, ошибается: "Министерство финансов пытается быстро ехать дальше, смотря в зеркало заднего вида".
По мнению Хундимяги, не могут пройти незаметно резкое повышение расходов на энергоносители, рост процентных ставок и вызванные быстрой инфляцией давление на заработную плату и изменение потребительского поведения.
"Если волны коронавирусного кризиса быстро заполняли больницы пациентами, то энергетический кризис и последовавшее за этим инфляционное ралли разоряют предприятия. Эти сигналы опасности до политиков еще не дошли, потому что благодаря стремительному росту цен налоги поступают хорошо", – пояснил главный редактор Lääne-Virumaa Uudised.
По его словам, "суть проблемы, от которой страдает экономика Эстонии, заключается в сокращении прибыли предприятий": "Во многих отраслях очень быстрое повышение расходов невозможно полностью перенести на конечную цену продукции или услуг. Особенно если речь идет о деятельности на зарубежных рынках, где темп роста цен ниже, чем в Эстонии".
Хундимяги привел в пример небольшое раквереское текстильное предприятие Liliina, которое смогло сократить потребление газа на 25% по сравнению с 2021 годом, а по состоянию на сегодняшний день за потребляемый газ вынуждено платить на 200% больше. При этом, экспортируя большую часть своей продукции в Финляндию, предприятие не может повышать конечную цену своей продукции в одном темпе с ростом расходов – это чревато потерей клиентов.
Внутренний рынок также не спасает положение – покупательские привычки людей и туристов изменились. "Состоятельные скандинавские туристы уже не так активно покупают скатерти в раквереском магазине Liliina. Группа норвежских туристов, недавно заглянувшая в магазин, походила по нему, как по выставке. Купив товары на сумму в десять евро", – рассказал Хундимяги.
Еще один пример – малое предприятие Simuna, занимающееся продажей сублимированных даров садов и лесов под торговой маркой Meki. Предприятие вынуждено уйти с зарубежных рынков из-за роста затрат на электроэнергию и искать новые направления бизнеса с целью выжить. "Предприниматель, зажатый тисками биржи электроэнергии, не решается заключать долгосрочные договоры, потому что не знает, при каких расходах он сможет произвести заказанный товар", – отметил Хундимяги.
По словам главреда, "многие владельцы отелей, спа-центров или ресторанов рассматривают возможность приостановить деятельность на зиму": "Это действительно означает минус в строке прибыли, но этот минус значительно меньше, чем убыток, полученный от активного продолжения деятельности и удержания сотрудников на зарплате в низкий сезон".
"Когда по прибыли предприятий наносят удар, то у предпринимателей в целом есть три варианта: смириться с убытком, то есть доплачивать за коммерческую деятельность, сократить расходы или выйти из бизнеса, который грозит стать убыточным. При этом смириться с убытком еще не значит смириться с затратами. Выход из бизнеса, однако, означает, что расходы на себя берет уже новый владелец", – пояснил Хундимяги.
Он признался, что не видит "способа, как в нынешней ситуации предприятия могут поддерживать низкий уровень безработицы в Эстонии": "Я также понимаю, что не все фирмы смогут выйти из спирали экономического спада здоровыми и жизнеспособными".
Главный редактор Lääne-Virumaa Uudised Айвар Хундимяги заявил, что "правительству пора признать, что в Эстонии кризис". "И это не тот кризис, в котором многие из нас хотели бы жить", – отметил Хундимяги, делая отсылку к популистскому высказыванию Андруса Ансипа о кризисе 2008 года – "если это кризис и крах, то только в таком кризисе и крахе я хочу жить".
Baltnews ранее уже писал, что положение в Эстонии удручающее и с каждым днем становится все хуже. Меры, предпринимаемые властями, не дают положительных результатов по решению исходных проблем.
Фактически проводимая агрессивная антироссийская политика, во многом послужившая причиной кризиса, стала приоритетом для властей – большим, чем благополучие народа, благодаря труду и жертвам которого власти чувствуют себя вполне вольготно.