Пробивая дорогу наверх: Каллас монетизирует антироссийскую политику и сильно рискует

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас
© AFP 2024 / KENZO TRIBOUILLARD

Алексей Языков

Тема: Европа без российского газа

Премьер Эстонии Кая Каллас и ее сподвижники из группы антироссийских "ястребов" Евросоюза могут оказаться в политической изоляции.

Глава правительства Эстонии Кая Каллас заявляет о твердом намерении добиваться от Брюсселя введения все более жестких санкций против России, включая если не запрет, то хотя бы ограничение продаж российских нефти и газа. Небольшая группа европейских премьеров-"ястребов", на лидерство в которой претендует Каллас, пытается навязать Евросоюзу максимально враждебную политику в отношении Москвы.

Но тех, кто на самом деле принимает в альянсе решения, то есть западноевропейских лидеров, Берлин и Париж, сейчас больше беспокоит перспектива энергетического кризиса и сокрушительных массовых социальных волнений избирателей из-за инфляции, вызванных антироссийскими санкциями.

"Ястребы" во главе с Каллас вызывают на Западе все большее раздражение своим непониманием серьезных опасностей реальности. Даже самые ярые антироссийски настроенные европейские издания критически оценивают сейчас требования прибалтийских, польского и финского правительств, называя их откровенно русофобскими и неприемлемыми в сегодняшней ситуации для западного сообщества.

Накануне намеченной на 9 сентября встречи лидеров государств Евросоюза, которые соберутся для того, чтобы принять решения о выходе из энергетического кризиса и возможных новых санкциях против России, в Брюсселе говорят о необходимости попытаться найти баланс между желанием наказать Москву и, ни много ни мало, собственным выживанием.

Выросшие примерно в шесть, семь раз базовые цены на природный газ, неизбежное новое подорожание нефти и нефтепродуктов с наступлением зимних холодов грозят европейским странам остановкой промышленных предприятий, замерзанием жилых домов и, возможно, голодом.

Глава Европейского Совета Шарль Мишель потребовал от Еврокомиссии немедленных мер противодействия скачку цен на энергоносители, который становится "катастрофой" для домашних хозяйств и предприятий. Но у комиссаров и их президента Урсулы фон дер Ляйен, судя по некоторым оговоркам, нет рецепта спасения Евросоюза от того, что Мишель называет "катастрофой".

Точнее говоря, рецепт есть и заключается в том, чтобы прекратить военную поддержку Украины, прекратить говорить о "войне до победного конца", заставить Киев начать мирные переговоры с Москвой и заявить о готовности свернуть антироссийские санкции. Рынки немедленно отреагируют снижением цен.

Но "выписать" это предписание доктора мешают Евросоюзу его собственные иллюзии относительно способности к чему-либо принудить Россию и те самые "ястребы", неформальным лидером которых волшебным образом вдруг стала эстонский премьер Кая Каллас. А в роли волшебников выступают проамериканские средства массовой информации, охотно и много цитирующие непритязательные речения Каллас относительно "российского империализма" и необходимости "наказать Путина".

Каллас подходит для роли лидера

В самом деле, Кая Каллас, с точки зрения антироссийской пропаганды, как никто лучше подходит на роль неформального лидера небольшой группы европейских "ястребов". Премьер Польши Матеуш Моравецкий, конечно, фигура в международной политике куда более мощная, но польское правительство своими амбициями и претензиями настолько испортило отношения с Брюсселем и Берлином, что те ни при каких обстоятельствах не смогут с ним согласиться.

Кандидатура финского лидера Санны Марин тоже лишь на первый взгляд выглядит предпочтительнее, чем кандидатура Каллас. Вступление финского премьера в отряд "ястребов" было достаточно неожиданным и, с точки зрения идеологов проамериканского информационного пространства, – неподготовленным. К тому же мотивация финского политика, вдруг воспылавшего такой неприязнью к Москве, требует осмысления и разъяснения в глазах общественности, которая интересуется, например, тем, каким же все-таки образом супруг Марин, бывший футболист Маркус Ряйккенен, стал обладателем состояния примерно в три миллиона долларов, о происхождении которых так не любит говорить и которые успешно вкладывает сейчас, в частности, в американский инвестиционный фонд Headline.

Литовский и латвийский премьеры не так активны на международной арене и, к тому же, имеют "противопоказания", мешающие сделать их лидерами "ястребов". Так, у премьера Латвии Кришьяниса Кариньша родственники отметились сотрудничеством с немецкими нацистами во время войны.

Премьер Кая Каллас на вручении ей в Берлине премии Фонда Фридриха Августа фон Хайека в очередной раз привала Евросоюз отказаться от покупки энергоносителей у России, "поскольку за счет этого Кремль поддерживает свою военную промышленность". Нечто подобное Каллас говорила и на недавнем вручении ей в Швейцарии Европейской премии политической культуры фонда Ханса Рингье. Нельзя не заметить, что количество денежных премий эстонского премьера явно растет по мере того, как она наращивает накал антироссийской риторики.

Почему и зачем все это делается

Эстонский политик, очевидно, понимает, что многие государства альянса не в состоянии последовать ее "совету", так как это вызвало бы коллапс их экономик, а уже возникший дефицит природного газа привел к массовым демонстрациям протеста и призывам к отставкам правительств. Каллас и иже с ней не могут этого не знать, но по каким-то причинам продолжают попытки оказать давление на союзников, рискуя в конечном счете оказаться в политической изоляции.

Сама эстонский премьер неоднократно давала понять, что имеет личные мотивы мстить России за беды семьи ее матери, причиненные во время сталинских репрессий. Что совсем ее не красит как лидера страны, поскольку свидетельствует о неспособности отделить собственные взгляды и интересы от интересов своей страны. Она также говорит, что "жила в обществе, где не было свободы, и потому умеет ее ценить".

Сложно сказать, когда и как лично Каллас успела натерпеться от "коммунистического режима" во времена Советского Союза, если на момент восстановления независимости Эстонии ей исполнилось всего четырнадцать лет, а ее семья была по советским меркам весьма благополучной.

Возможно, ее осознание "несвободы" каким-то образом было связано с трудностями школьной учебы. Но все же более вероятно, что причиной неприязни к России и, судя по оскорбившей русское население Эстонии акции уничтожения памятников и захоронений советских солдат, к русским людям как к таковым, стали какие-то иные основания.

Не хотелось бы думать, что причиной патологической антироссийской риторики Каллас стали всего лишь личные интересы, но основания для этого все же имеются. Шансы ее партии и самой Каллас на победу в предстоящих в марте следующего года выборах весьма невелики – избиратели обычно не прощают политикам 20% инфляции и экономического кризиса – так что эстонский премьер, очевидно, задумывается о дальнейшей политической карьере в каких-нибудь международных или европейских структурах.

Там сейчас довольно велик спрос на ярых сторонников жесткой позиции по отношению к Москве. "Промоушен", который обеспечивают Каллас проамериканские издания Евросоюза, вполне способствует продвижению кандидатуры эстонского премьера.

Монетизация антироссийской политики

Ну а буквально посыпавшиеся на Каллас международные премии с их денежными составляющими дополнительно обеспечивают ее интерес к продолжению антироссийской риторики. Премия швейцарского фонда Ханса Рингье, о которой в Эстонии до этого момента никто толком ничего не знал, вручена Каллас за ее "политическую смелость в противостоянии российской агрессии и за влиятельную роль в обеспечении решительного ответа западных стран". Откровеннее некуда.

Фонд Рингье – как бы детище швейцарской медиакомпании Ringier AG, предприятия довольно крупного и с многочисленными дочерними компаниями, но в последние годы сильно зависящего от куда более мощной немецкой медийной корпорации Axel Springer. Той самой, которой принадлежат многочисленные европейские издания, включая и Politico, так охотно и много цитирующие Каю Каллас.

Ну а в немецкой компании ключевую роль играет американский инвестиционный фонд KKR, а, точнее говоря, его деньги (в наблюдательном совете почти половину мест занимают представители фонда). Что открывает широкие возможности для размышлений о том, кто на самом деле спонсировал премию для премьер-министра Эстонии.

Премии фонда имени гуру свободного рынка фон Хайека*, как утверждается в его уставе, "присуждаются личностям, отличившимся образцовыми и выдающимися достижениями в установлении, укреплении или продвижении либерального экономического и социального порядка в Германии, Европе или других частях мира".

Каким образом премьеры трех стран Балтии определены как те самые личности, отличившиеся выдающимися и т.д. достижениями на ниве продвижения либеральной экономики, совершенно непонятно. Особенно если учесть катастрофические темпы инфляции в странах Балтии и ограничившие свободу рынка антироссийские санкции. А также тот факт, что в силу непродолжительности пребывания этих личностей на постах глав правительств никаких вкладов и тем более выдающихся достижений на почве либерализации экономики они продемонстрировать никак не могли.

Но совершенно очевидно, что антироссийская политика может быть весьма прибыльным делом, но лишь для отдельных частных лиц, занимающих в своих странах ответственные государственные посты.

*Фонд фон Хайека учрежден крупной немецкой финансово-страховой корпораций Wüstenrot & Württembergische AG, в числе акционеров которой есть крупные американские инвестиционные фонды, но контрольный пакет акций принадлежит фонду Сообщества друзей Немецкого товарищества домовладельцев Вюстенрота. Который вроде бы занимается охраной памятников и исторического наследия Германии. Весьма иронично, если вспомнить, как с памятниками и историческим наследием поступают в странах Балтии. Вряд ли фонд Вюстенрота приветствовал бы намерения снести установленные в Германии памятники павшим советским солдатам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме