Во вторник, 13 сентября, эстонские СМИ сообщили о последних данных по зарегистрированной безработице в Эстонии. Этот показатель незначительно опустился – с 7,4% до 7,3%. По состоянию на 11 сентября на учете в Кассе по безработице Эстонии стоял 47 181 человек. Но это только то, что зарегистрировано официально.
А сколько людей плюнули на услуги Кассы по безработице, поскольку далеко не всем там положены какие-то выплаты. Да и с поиском работы дела обстоят не лучшим образом – людям с хорошим образованием и здоровыми амбициями особо не из чего выбирать. Более того, в стране в скором времени ожидаются новые сокращения, которые грозят если не обвалить социальную сферу окончательно, то создать колоссальные проблемы и людям, и государству в целом.
А тем временем в Эстонию с конца февраля этого года прибыли 55 334 беженца c Украины – это в разы больше, чем население многих уездных центров страны.
Что касается безработицы, то в самом депрессивном эстонском регионе – Ида-Вирумаа, где долгое время сохраняется самый высокий уровень безработицы по стране, показатель зарегистрированной безработицы за последние две недели снизился с 11% до 10,4%. Скорее всего, это могло быть связано с тем, что Эстония взялась за восстановление сланцевой энергетики, в связи с чем пришлось вспомнить о шахтерах и других специалистах этой отрасли. А они преимущественно находятся в Ида-Вирумаа.
При этом другие регионы Эстонии, которые раньше демонстрировали куда как более позитивную картину, начали проваливаться в социальные проблемы. Так, в Валгаском уезде зафиксирована безработица в 10,4%. Уточняется, что в Ида-Вирумаа на учете в Кассе по безработице в конце прошлой недели стоял 6201 человек при общей численности рабочей силы в 59 600 человек, а в Валгамаа без работы оставались 1314 человек при официальном количестве трудоспособных лиц в 12 600 человек.
В столичном регионе – Харьюмаа – уровень безработицы по-прежнему был равен 7,1%. Здесь оставались без работы 22 688 человек, в том числе 17 110 человек – непосредственно в Таллине. Общая численность рабочей силы в Харьюмаа значится на отметке в 319 900 человек.
Официально зарегистрированные безработные имеют право на медицинское обслуживание, которое финансируется из бюджета – из расчета выплаченного социального налога в пору, когда эти люди имели работу. Помимо этого, кто-то из безработных получает причитающееся пособие по безработице. Объективно рост безработных так или иначе влияет на бюджет государства.
А тем временем эстонские больницы требуют увеличить финансирование договоров на оказание медицинских услуг, ссылаясь на растущие счета за энергию, которые резко увечили расходы больниц.
Эстонские СМИ отмечают, что государство не стремится помогать предпринимателям, что премьер-министр Кая Каллас предложила ставить производство на паузу, чтобы справиться со счетами и возможным дефицитом электричества и газа. А это неизбежно увеличит приток новых сокращенных и уволенных работников, что поставит Кассу страхования от безработицы перед новыми расходами. В стране уже задаются вопросом, а хватит ли резервов на выплаты пособий и компенсаций.
Наверное, если бы эти проблемы свалились на Эстонию в обычное время, общая картина выглядела бы несколько иначе. Но на сегодняшний день наплыв украинских беженцев, немалые расходы на их прием и содержание – уже само по себе достаточно накладно для кошелька маленькой страны.
При этом данные по зарегистрированной безработице в Эстонии свидетельствуют, что среди украинских беженцев на учете в Кассе по безработице к концу прошлой недели стояли 5544 человека, и доля украинских беженцев в общем числе безработных составляет немалую часть – 11,8%.
Также сообщается, что 4742 украинских беженца сумели найти в Эстонии работу, то есть почти пяти тысяч рабочих мест благодаря этим процессам лишились сами эстоноземельцы. Фактически данная цифра почти сопоставима с количеством безработных целого уезда Эстонии.