Во вторник, 17 января, эстонские СМИ сообщили о значительном снижении бюджетного дефицита Эстонии. По состоянию на конец ноября дефицит бюджета составил 163 миллиона евро – всего 0,4% ожидаемого годового ВВП на основе летнего прогноза Министерства финансов Эстонии. Годом ранее дефицит бюджета достигал 2% ВВП.
Подчеркивается, что данный показатель ниже, чем в прошлом году, что в последний раз такой небольшой дефицит был во второй половине года перед пандемией коронавируса.
Также сообщается, что на уровне государственного сектора расходы превышали доходы в конце ноября как в центральном правительстве, так и в местных органах власти, а фонды социального обеспечения имели излишки в течение всего года. При этом ситуация во всех трех секторах была лучше, чем годом ранее.
Но, как оказалось, в снижении дефицита бюджета заслуги правительства практически никакой. Минфин Эстонии рапортует, что имеет место быть "хорошая собираемость налогов, которая по-прежнему частично связана со стремительным ростом цен". Фактически, если бы не чудовищная инфляция, обеспечившая приток большей массы денег в виде налогов, еще вопрос, какой величины достиг бы дефицит бюджета в Эстонии.
Пытаясь снизить значимость данного факта, государственные финансисты напомнили о дополнительном бюджете, который был принят в 2021 году как раз к периоду, о котором идет речь. Дополнительный бюджет послужил основанием для более высоких расходов, при этом, как утверждает Минфин Эстонии, "дополнительные расходы бюджета в этом году оказались меньше ожидаемых и сохранятся до конца года".
"Центральное правительство (в основном государственный бюджет) имело дефицит бюджета в размере 297 миллионов евро на конец ноября. Это на 375 миллионов больше, чем в то же время в прошлом году. Дефицит остается на одном уровне в течение последних шести месяцев, что означает, что в этот период расходы и доходы были сбалансированы, дефицит возник в первые месяцы года", – сообщило Минфин.
Еще бы, ведь в этот период эстонское государство решило действенно вмешаться в вооруженный конфликт на Украине и на уровне миграционных процессов, и на уровне гонки вооружения киевского режима.
Одной рукой раздают, другой – собирают
"Подоходный налог собирается энергично (как с физических, так и с юридических лиц), несмотря на то, что в октябре прошлого года большая сумма чрезвычайного подоходного налога была получена за счет средств, изъятых из второй пенсионной ступени. Большой сбор происходит как за счет роста общего фонда заработной платы (налоги, уплачиваемые беженцами войны), так и за счет подоходного налога, уплачиваемого выходцами из второй пенсионной ступени, размер которого в этом году меньше. И то, и другое косвенно обусловлено быстрым ростом цен", – сообщили в Минфин Эстонии.
Отмечается, что "активно собирается и налог с оборона – на 16% больше, чем годом ранее за 11 месяцев. Причины, естественно, все те же – чудовищная инфляция автоматически увеличивает 20%-ную наценку от государства на превалирующую долю всех товаров и услуг.
Также сообщается, что в ноябре 2022 года:
– общая стоимость государственных бюджетных учреждений увеличилась на 279,1 млн евро (25,4%) по сравнению с ноябрем 2021 года;
– расходы, влияющие на состояние государственного бюджета (без учета внешнего финансирования и налоговых поступлений), увеличились с 724,4 млн евро до 775,2 млн евро (7%);
– внутренние субсидии увеличились на 49,2 млн евро (10,6%);
– внутреннее целевое финансирование операционных расходов уменьшилось на 24,8 млн евро, а внутренние инвестиционные субсидии – на 8,6 млн евро, как отмечается, по техническим причинам.
Из социальных пособий в ноябре 2022 года увеличились пенсии по старости на 11,5 млн евро и родительские пособия на 6,1 млн евро. Кроме того, в ноябре в поддержку смягчения последствий роста цен было выплачено 27,9 млн евро. Расходы на размещение и питание военных беженцев в ноябре составили 4,2 миллиона евро. Львиная доля этих денег вернулась на рынок и положительно повлияла на бюджетный дефицит путем оплаты, как минимум НДС, заложенного в возросшие цены на все и вся.
Далее Минфин Эстонии сообщило, что в ноябре 2022 года "в целях обороны увеличились расходы на закупку боеприпасов, а в связи с широким распространением коронавируса – расходы на оказание медицинских услуг и приобретение предметов медицинского и гигиенического назначения". Также "в ноябрьских расходах предыдущего года отражен дисконт запасов средств индивидуальной защиты в размере 19,2 млн евро".
Из управленческих расходов расходы на электроэнергию, отопление и тепловую энергию помещений и сооружений государственных бюджетных учреждений в ноябре увеличились на 2,7 миллиона евро, что составляет годовой темп роста 86,2%. В госсекторе затраты на оплату труда выросли на 14,1 млн евро (15,3%) в ноябре по сравнению с тем же периодом 2021 года – по причине повышения заработной платы в сферах образования, информационных технологий и внутренней безопасности.
Также в ноябре увеличились инвестиции на 6,8 млн евро (13,3%) по сравнению с тем же периодом 2021 года – "в основном за счет увеличения инвестиций в оборону на 6,2 млн евро". Естественно, все закупки и услуги и в оборонной сфере как минимум принесли дополнительные налоговые поступления в бюджет, тем более возросшие в условиях инфляции.
При этом немалая доля бюджета Эстонии – это долги перед Евросоюзом, которые опосредованно лежат грузом на простых эстоноземельцах. Но это не так важно. Важно, что в ноябре дефицит бюджета Эстонии составил менее полпроцента ВВП, а за какой и чей счет, можно опустить.