Свобода слова – понятие относительное: что ждет медиа Эстонии

Цензура

В Эстонии хотят узаконить ответственность поставщиков медиауслуг за обязательство публиковать правдивые и непредвзятые мнения и утверждают, что это не есть попытка заставить СМИ замолчать.

Во вторник, 4 июля, эстонские СМИ обнародовали намерение Департамента защиты прав потребителей и технического надзора Эстонии на уровне закона возложить на поставщиков медиауслуг обязательство публиковать в новостных передачах правдивые и непредвзятые мнения.

Об этом сообщила глава службы инфообщества департамента Хелен Рохтла, считающая, что указанное требование можно было бы расширить на все передачи. В беседе с журналистами мейнстримного канала Рохтла пояснила, что выдача лицензии местным провайдерам медиауслуг подлежит проверке, но в случае зарубежных каналов, которые хотят быть доступны для эстонской аудитории, никакие проверки со стороны государства не производятся.

По словам Рохтлы, в действительности "провайдер обязан проверить, нет ли связи с санкциями ЕС или ООН": "И если таковые имеются, сотрудничество с каналом должно быть немедленно прекращено. Латвия и Литва ввели систему проверок связей между фактическими бенефициарами канала до его допуска на рынок. Например, проверяется, есть ли они в списке спецслужб государства и не связан ли канал с санкциями".

По оценке Хелен Рохтлы, законодательная база Латвии сейчас позволяет принимать больше превентивных мер, чем эстонская.

Отмечается, что при оценивании информационного канала Департамент защиты прав потребителей и технического надзора Эстонии хотел бы консультироваться с Полицией безопасности. Хелен Рохтла пояснила: "Полиция безопасности не может публиковать все данные, но для нас их информация должна быть доступна. Все же мы говорим о медиа, ограничение которых должно быть очень обоснованным. Это точно не должно делаться легкомысленно". Рохтла подчеркнула, что соответствующие решения не будут приниматься с целью заставить СМИ замолчать.

Напомним, что еще в конце 2019 года в Эстонии Полиция безопасности с поблажки властей учинила расправу с информационным каналом Sputnik Эстония лишь на том основании, что он является проектом якобы находящегося под санкциями МИА "Россия сегодня". На самом деле данное агентство ни тогда, ни сегодня ни под какими санкциями не находится, а в санкционном списке значится Дмитрий Киселев – генеральный директор агентства. Однако эстонские власти расширили свое понимание антироссийских санкций до уровня, оправдавшего предпринятые репрессии в отношении сотрудников Sputnik Эстония.

Рохтла продолжила обосновывать стремление властей "закрутить гайки" в информационном пространстве так: "Проблема сейчас заключается в том, что некоторые, так сказать, предприниматели действуют под видом медиа. Их цели могут не иметь ничего общего с предоставлением разносторонних, надежных и вызывающих дискуссию в обществе медиауслуг. Их цель – преследовать личные интересы или интересы определенной политической силы или государства. Под прикрытием свободы СМИ может осуществляться какая-то другая деятельность".

Также Рохтла уточнила, что сейчас обсуждается вариант со сбором отзывов от участников рынка и разных учреждений, чтобы получить ответ на вопрос, как департамент может проверять медиа на достоверность и беспристрастность: "Теперь нам нужно обсудить, является ли эта идея разумной и уместной для включения в Закон о медиауслугах. И, если это требование узаконят, следует подумать о механизме контроля или последствиях в случае нарушения".

Более того, если идея департамента будет реализована, следующим этапом может стать распространение обсуждаемого требования с только новостных передач на все остальные.

Глава службы инфообщества Департамента защиты прав потребителей и технического надзора Эстонии подчеркнула, что выражать объективно свою точку зрения можно и при наличии позиции, отличающейся от привычной. По словам Рохтлы, "не планируется запрещать чьи-либо мнения в новостных передачах": "Просто важно, чтобы была возможность высказать противоположную точку зрения".

Суммируя высказывания Рохтлы в их смысловом контексте, признаться, пока сложно однозначно понять, как будет работать требование департамента в действительности. Скорее всего, речь может идти об ограничении вещания тех каналов, чьи бенефициары, по оценкам властей, несут им некую угрозу. В остальном пока лишь заметно, что чиновники департамента пытаются балансировать между свободой слова и желанием оградить уши и глаза эстонского народа от нежелательной информации.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме