Жители Эстонии порой узнают о помыслах и взглядах своих политиков и министров лишь из публикаций западных изданий, умеющих огорошить читателей неожиданными откровениями.
Проблема еще и в том, что уморительные на взгляд, скажем, западноевропейских потребителей продукции средств массовой информации высказывания и домыслы о жизни в прибалтийских республиках совсем не кажутся забавными самим прибалтам.
Вот и в статье баварского издания Merkur, охотно перепечатанной и прокомментированной в эстонской прессе, местные министры ясно дают понять немецким читателям, что Эстония фактически обречена пасть от рук агрессивных россиян.
Следует, вероятно, все же уточнить, дабы не бросить тень на довольно известное и уважаемое немецкое издание, что министр обороны Эстонии и его коллеги поделились своими довольно странными для постороннего наблюдателя соображениями не с тем берлинским ежемесячным журналом Merkur, что более семидесяти пяти лет радует интеллектуалов авторскими эссе о политике и общественной жизни, а об одноименном баварском, то есть региональном онлайн Merkur слегка желтоватого (но в меру) оттенка.
На страницах последнего откровения главы оборонного ведомства Ханно Певкура соседствуют со скандальным разбирательством насчет "не того" сорта кофе, которым баварская сеть забегаловок пичкает своих клиентов под видом "того самого" кофе.
Вполне вероятно, что в статье за авторством сотрудника издания Маркуса Меклерна эстонские министры полагали, что общаются с представителем того самого берлинского Merkur или же им было в принципе без разницы, с каким именно немцем поделиться мрачными мыслями о будущем своей страны.
Хоть выговорились, поведав то, о чем своим соотечественникам сейчас стараются не говорить, так как это вредно для экономики и отпугивает инвесторов, а также не соответствует реальности.
Вообще-то, откровенно говоря, эстонским политикам да еще и с подобными высказываниями было бы затруднительно попасть на страницы утонченно интеллектуального издания.
Вот если бы тот же министр Певкур, будь он на такое способен, порассуждал на публике об истоках и причинах присущих многим его соотечественникам ксенофобии и комплекса жертвы, то берлинский Merkur мог бы этим опусом заинтересоваться. А так только на страницах баварского "тезки".
Тем не менее это вовсе не значит, что к драматического содержания статье Меклерна не следует относиться серьезно, а точнее говоря к тому, кого и что цитирует автор. Конечно, действующие эстонские министры сейчас еще и не такого наговорят ввиду угрозы падения правительства и потери рабочих мест из-за жесткого противостояния с оппозицией.
Неминуемая угроза со стороны России, мрачная тень войны и уверения в готовности пасть всем, как один, в грядущем сражении с "варварами", вероятно, немного повеселила немецкого читателя, но для внутреннего, так сказать, пользования может вполне сгодиться, чтобы укрепить позиции шатающегося кабинета министров. Помни, эстонский избиратель – лишь мы можем защитить тебя от орд диких русских.
Министр Певкур жалеет берлинцев, но скрыть жуткую правду не в силах
Как все же жаль, что жанр политического памфлета практически умер. Эстонцы разучиваются публично шутить над тем, чего боятся и над теми, кто их пугает. А высокопоставленные обитатели Таллина могли бы дать столь много поводов и пищи для высмеивания, что обеспечили бы работой целую роту авторов, подвизающихся на ниве юмора и сатиры.
Перед журналистом баварского Merkur не ставилась задача похихикать над эстонцами, он описывал их страхи и цитировал мрачноватые комментарии местных политиков, не делая попыток в чем-то усомниться. Но тень иронии в материале все же прослеживается.
Вот, например, замечание, дающее основания полагать, что сомнения в обоснованности эстонских страхов все же имелись: "Правда в том, что Эстонии нечего особо бояться". Но затем автор все портит: "Мощности Москвы завязаны на Украине, поэтому в 2023 году были отменены крупные учения "Запад", посредством которых Россия и Белоруссия ...открыто имитировали нападение на страны Балтии".
Вообще-то на упомянутых учениях разыгрывался сценарий не нападения, а отражения атаки, но суть не в очередном передергивания фактов, а в том, что у читателя должно сложиться впечатление, что покончив с "героическим" киевским режимом, орды озверевших русских, совесть которых совершенно не обременена растоптанной мечтой украинского руководства присоединиться к НАТО и совершенными ими жуткими массовыми (хотя и не доказанными) военными преступлениями, ринутся захватывать еще и прибалтов.
"Мне жаль, что приходится так говорить. Но если страны Балтии падут, следующим будет Берлин", – подтверждает самые мрачные ожидания министр обороны Эстонии Ханно Певкур. И эти слова министра вызывают грустное разочарование.
До недавних пор Певкур выглядел вполне разумным человеком, далеким, естественно, от попыток более объективной оценки предыстории и последствий происходящих сдвигов в международной жизни и, тем более, не приведи господь, от понимания интересов россиян, но все же достаточно сдержанным в высказываниях и суждениях. И вот нате вам.
Зачем странам Балтии падать и кому это надо, министр не уточнил, но и без того как бы понятно, что в его воображении Кремль, обезумевший от победы над Украиной (или осатаневший от поражения, как предполагают некоторые эстонские "эксперты"), развяжет ядерную войну и ринется в атаку на многократно превосходящие его силы военного блока НАТО.
Эстония сгинет и союзники ей, вероятнее всего, помогать не станут, хотя, гады, и обещали, но ведь маленькая республика всегда, всегда страдала от предательств и от рук больших и злобных держав. А потому ей надо сейчас изо всех сил помогать Украине, чтобы там погибло как можно больше русских, а самой тем временем закупить как можно больше вооружений (в том числе и в Германии) и затем героически погибнуть, тщетно дожидаясь помощи "друзей". Такое вот впечатление должно было бы сложиться от прочтения этого опуса. Но не сложилось.
Образность высказывания министра Певкура впечатляет. Ради создания соответствующего настроения у немецких читателей, он, двигая воображаемые полчища русских, "перескочил" через Варшаву, которая, если глянуть на карту, находится где-то примерно посередине пути между Берлином и гипотетически уже павшими прибалтийскими республиками.
"Кому-то это может показаться преувеличением. Или же предвидением", – нагнетает автор статьи и в то же время пытается приободрить читателей напоминанием об увеличении численности войск НАТО на территории стран Балтии и намерении Берлина прислать еще солдат.
"Правда пока неясно, кто за это будет платить", – объективности ради не забыл Меклерн бросить ложку тревожного дегтя в бочку с успокаивающим медом.
Да и насчет прямой зависимости уровня безопасности Эстонии от численности войск союзников на ее территории тоже есть сомнения. Более вероятно, что зависимость эта как раз обратная – чем больше солдат и оружия, тем выше уровень недоверия и риск трагических случайностей. Зато выше вероятность ядерного удара в случае того самого воображаемого нападения "русских".
Воинственная Кая Каллас хотела бы тратить деньги иначе, но никак
В статье, конечно же, цитируется и премьер-министр Эстонии Кая Каллас, отстаивающая повышение налогов ради увеличения затрат на вооружения.
"Конечно, это не пользуется популярностью, тем более, что экономика уже не так процветает, как до войны, и наблюдается инфляция, – резонно отмечает автор. – Но серьезных протестов пока не последовало".
"Конечно, я бы предпочла потратить деньги на другие вещи, – цитирует он Каллас. – Но в нашей ситуации это самое разумное, что мы можем сделать".
Вот тут бы Меклерну с ней не согласиться насчет разумности и напомнить про зарплаты учителей, про падение производства, про растущую безработицу и увеличение количества людей, получающих бесплатные продуктовые пакеты. Но статья-то писана на тему того, как маленькая Эстония готовится к воображаемой войне, а не о диких взглядах премьера на то, что лучше для ее страны.
Из сочинения Маркуса Меклерна, кроме всего прочего ясно, что университеты Эстонии заняты в основном плетением маскировочных сетей для украинских военных, а не обучением студентов. Многочисленные добровольцы, упомянутые лишь по именам, "терпеливо связывают лоскуты ткани в сетку, широко раскинувшуюся перед ними: бежевый рядом с оливковым, рядом с желтым, рядом с коричневым".
Зачем энтузиасты плетения, поделившиеся с немцем своими страхами перед вторжением русских и сомнениями в помощи Запада, плетут летнюю маскировочную сеть накануне зимы, непонятно, но масштабы работ впечатляют.
Сети должны "защитить украинских солдат от нападений и обеспечить немного душевного спокойствия" и военнослужащим и тем, вероятно, кто их, эти сети, плетет.
"Согласно данным симуляционной игры НАТО, проведенной несколько лет назад, российские войска, вероятно, будут в Таллинне в течение 60 часов, – "подбадривает" читателей Маркус Меклерн. – Вопрос выживания Эстонии, Литвы и Латвии заключается в том, насколько быстро отреагируют союзники и в какой форме".
"Пойдет ли НАТО на риск открытого конфликта с Россией, Третьей мировой войны, чтобы спасти маленькую Эстонию? Никто не хочет это проверять", – резонно отмечает Меклерн, но не добавляет, что и Россия не собирается это проверять (хотя, может быть, он это подразумевает).
"...Чувство разочарования всеми глубоко засело в коллективной памяти эстонцев. В годы Второй мировой войны страна стала пешкой держав, – глубокомысленно отмечает автор. – В 1940 году Советы поглотили Прибалтику, годом позже пришел Вермахт, а в 1944 году вернулась Красная Армия. Эстонцы пережили террор, депортации, бесчисленное количество людей погибло. Мир позволил всему этому случиться".
"Пришло время положить конец агрессии раз и навсегда и заставить Москву вернуться к своим границам, – цитирует далее автор слова еще одного эстонского министра, главы внешнеполитического ведомства страны Маргуса Цахкна. – Мы должны использовать возможность избавиться от этого агрессивного режима".
Поняв, что брякнул лишнее, Цахкна тут же добавляет, что не имеет в виду смену режима. Решение, мол, за россиянами. Мы готовы сражаться", – заявил министр немецкому журналисту. – Мы веками видели, что с Востока не приходит ничего хорошего".
Тут бы немцу Меклерну, слегка напрягши память, следовало бы добавить, хотя и про себя: "Да к вам и с Запада ничего хорошего веками не приходило", – но не добавил. И комментировать воинственного Цахкна, готового с кем-то сражаться, тоже не стал. А ведь замечательный памфлет мог бы получиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.