Одно из "белых пятен" истории Литвы – посвященные Холокосту исследования. Довольно широко описаны истории о том, как местные ксендзы спасали евреев во время Второй мировой войны, а вот о ксендзах-участниках Холокоста информации крайне мало.
Между тем как минимум двенадцать ксендзов оказались настоящими палачами:
Пятрас Янушайтис (Кретинга), Юстинас Лелешюс (Каунас), Йонас Кипас (Каунас), Стасис Панава (Каунас), Антанас Юшка (Аникщяй), Йонас Жвинис (Молетай), Пранас Петрайтис (Тракай), Валентинас Йодвиршис, Леонас Шапка, Валентинас Шикшнис, Повилас Пукис (Плунге), Йонас Планкис (Расейняй).
Несколько примеров из их преступлений
Ксендз из Кретинги Пятрас Янушайтис действовал вместе с руководителем местного штаба Фронта литовских активистов (ФЛА) Пранасом Якисом. Во время совещания 25 июня 1941 года было принято решение начать истребление местных евреев. И уже вечером 25 июня недалеко от Кретинги активисты расстреляли 106 евреев, из которых 28 – дети. Инициаторы решения – Пранас Якис и Пятрас Янушайтис.
В современной Литве Янушайтис – миссионер, редактор католических изданий "Звонок святого Антанаса", "Вести католиков Кретинги". Утверждается, что его несправедливо преследовали советские власти. Янушайтис был осужден на десять лет лишения свободы, в 1956 году вернулся в Литву и прожил до 1974 года.
Антанас Юшка в 1941 году вместе с Владасом Пароюсом, Стасисом Станявичюсом и Антанасом Случкой стали руководителями штаба ФЛА в городе Трошкунай. Именно они принимали решения об аресте местных евреев.
Йонас Жвинис в 1947 году был арестован и осужден за пособничество нацистам и работу на немецкую оккупационную власть. В ходе судебного процесса были представлены факты участия Жвиниса в жестоких преступлениях. Несмотря на это, в Литве нашлись "добрые люди", предложившие назвать улицу в городе Молетай его именем. Из-за общественного резонанса инициатива была отвергнута.
Другая одиозная личность, прославленная сегодня в Литве, – ксендз Зенонас Игнатавичюс. С сентября 1941 года Игнатавичюс стал капелланом батальона Антанаса Импулявичюса, самого жестокого из всех литовских полицейских батальонов. Ксендз ездил в Белоруссию, где благословлял офицеров и солдат на варварские преступление в Минске, Слуцку и других городах.
В 1944 году сбежал в Германию, оттуда в Италию. Позже жил в Бразилии и Парагвае. В начале 1973 года вернулся в Италию, где и умер в мае 1975 года. А 9 мая 2019 года в городе Вилкия в честь Зенонаса Игнатавичюса была открыта памятная доска, несмотря на протесты местных антифашистов.
Несколько важных деталей о позиции высшего литовского духовенства
Архиепископ Юозапас Сквиряцкас с самого начала немецкой оккупации поддержал оккупантов, в своих проповедях он говорил: "Мы благодарны Гитлеру за освобождение от красных коммунистов. Начинается новая жизнь, мы должны помочь строить немцам новую Европу".
Епископы Винцентас Бризгис и Винцентас Борисявичюс отличились как идейные сторонники Холокоста. Они открыто говорили, что Литве "пришло время освободится от юдейского ига". В их "честь" поэт-антифашист Александрас Босас написал стихотворение:
"Только одно жесткое указание нашим ксендзам,
И вряд ли бы литовцев называли жестокими палачами евреев.
А что же делают ксендзы, когда епископы позорно молчат?
С евреями им стала не очень ясна картина.
Кто спрятался, а кто стрелял".
Далее Босас добавил объяснение: "Архиепископ Каунаса Ю. Сквиряцкас и епископ В. Бризгис активно поддержали идею о Холокосте, открыто сотрудничали с немецкими оккупантами. Свыше десятка ксендзов лично участвовали в Холокосте".
Правящему литовскому профашистскому режиму, конечно же, выгодно умалчивать сатанинские дела ксендзов-участников Холокоста. Ведь это позор, что часть духовенства были открытыми антисемитами и даже убивали евреев.
Поэтому литовские спецслужбы так активно проводили и проводят атаки против антифашистов. Им историческая правда не нужна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.