Литва – не Штаты. Здесь пресса не уделяет должного внимания здоровью первых лиц, как это принято за Атлантикой. Достаточно вспомнить несколько фактов для примера: 21 июля представитель пресс-службы Белого дома Карин Жан-Пьер сообщила, что Джо Байден сдал положительный тест на COVID-19. Старичок (20 ноября 1942 года рождения, почти 80 лет) выздоровел, но коронавирус свое поганое дело сделал.
Хозяин Белого дома в отдельные моменты, мягко скажем, неадекватен. От общения с пустотой, как случалось раньше, перешел к разговорам с мертвыми. Поводом для опасений рядовых американцев стала попытка национального лидера поговорить с конгрессвумен Джеки Валорски, погибшей в автокатастрофе в августе.
Прогрессирующая у Байдена деменция пугает избирателей. По их мнению, беспомощного вождя следует отстранить от управления государственной машиной. Поэтому в конце сентября врач-радиолог Николь Сафир в статье для британского издания Daily Mail потребовала, чтобы президент прошел проверку умственных способностей.
В Литве никакой лечащий врач честно не расскажет о самочувствии и проблемах своего высокопоставленного подопечного. Если "белый халат" расхрабрится и откроет рот, та минута станет последней в его профессиональной карьере, потому что человеку с негласным "волчьим" билетом никакие двери не откроются.
Гонки на лафетах
Гонками на лафетах черные юмористы называли череду похорон Генеральных секретарей ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, Юрия Владимировича Андропова, Константина Устиновича Черненко, членов Политбюро А. Н. Косыгина, М. А Суслова, А. Я. Пельше, Д. Ф. Устинова и кандидата в члены Политбюро Ш. Р. Рашидова. Литву ждет нечто похожее.
Коронавирусом на исходе сентября заболел Валдас Адамкус, президент с 26 февраля 1998 по 25 февраля 2003 и с 12 июля 2004 по 12 июля 2009. Двигающийся в направлении финишной ленточки старик (родился 3 ноября 1926 года, почти 96 лет), по слухам, отказался от лечения в стационаре и борется против болезни в стенах резиденции. Супруга Алма Адамкене (родилась 10 февраля 1927, полные 95 лет) в 2019 году перенесла инсульт, а в первый осенний месяц четвертый раз в 2022 году стала пациенткой лучшей в Литве университетской больницы. У бывшей первой леди тоже диагностировали COVID. Супруг опечален: никто из светил не обещает оптимистичный новостей.
В больничной VIP-палате лежит Витаутас Ландсбергис (родился 18 октября 1932, почти 90 лет). "Теневой" хозяин страны второй раз (первый в августе) подхватил инфекцию COVID-19, несмотря на тщательные меры предосторожности. Младший медперсонал лечебницы сплетничает, что "Дон" возвратиться домой не скоро, если вообще вовратится.
Что касается медицинских богов, их заявления, как уже написали, отсутствуют напрочь. Повторимся – никто из лучших в Литве врачей не готов рискнуть местом и репутацией, чего не скажешь о "желтой" прессе. Там не стесняются вопросов и прогнозов. После величественных государственных похорон королевы Елизаветы II циничные провинциальные писаки заинтересовались, что в Литве может заменить Вестминстерское аббатство, лидеров каких стран пригласят на церемонии и какое место выберут в аналоги часовни Святого Георгия?
Факт остается фактом – Адамкус с Ландсбергисом умерли.
Закат старой гвардии
Не в физическом смысле, а в политическом. Власть и влияние давно ускользнули из рук. Лишь время от времени последних из могикан приглашают в телеэфиры, где дрожащие губы восковых лиц произносят прописные истины, ошибочно полагая, что к словам кто-то в Литве по-прежнему прислушиваются.
Адамкус, например, последний раз появился на экране ТВ в качестве комментатора антироссийской санкционной политики США и Евросоюза: "Надо не языком болтать, а быть максимально активными в наступлении на РФ. Нужны жесткие ограничения, которые уничтожат ту страну". И так далее о том, что в США, Великобритании и в ЕС не говорит только ленивый глухонемой и премьер Венгрии Виктор Орбан.
В октябре 1944 года 17-летний романтик (тогда его звали Вольдемарас Адамкавичюс) в составе националистических сил "Местной обороны" попробовал остановить наступление Красной армии в районе местечка Седа. Бой с танковым разведдозором завершился паническим бегством практически безоружных литовцев, призванных под знамена гитлеровского Рейха. Молодой человек обделался так, что дезертировал, остановился лишь в Берлине, а перестал дрожать, только ступив на землю США. С тех пор в нем поселился антисоветчик, благодаря чему американцы в 1996 году сделали его президентом Литвы.
Умрет он отъявленным русофобом, всю жизнь посвятившим помощи заокеанским хозяевам в разрушении "Империи зла". К счастью, падению России ему уже не порадоваться.
Вообще Валдас Адамкус – фигура достаточно таинственная. Поговаривают о его тесных связях с американским ЦРУ и, одновременно, с КГБ СССР. У него много семейных тайн – о матери вспоминает постоянно, но с отцом Игнасом Адамкавичюсом впервые встретился лишь в 65 лет в 1991 году. Батюшке в то время уже перевалило за 90. Минимум информации об отчиме, в 1941–1944 годах чиновнике каунасской полиции. И совсем ничего – о братьях и сестрах от второго брака матери.
Аламкус написал несколько томов мемуаров, но ни в одном нет ни слова о трагедии евреев Каунаса и Европы, которых свозили на фабрику смерти. Отчим не мог за ужином не касаться этой темы. Сортировка и перегон обреченных в IX форт каунасской крепости были его прямыми функциональными обязанностями. Участвовал ли наш романтик в Холокосте лично? Скорее да, чем нет, поскольку соответствовал тусовке патриотически настроенной "золотой" молодежи по возрасту и политическим убеждениям. Расстреливать "жидков" не расстреливал, но охотился на них, выдавал убийцам и, наверное, гордился своей причастностью к окончательному решению еврейского вопроса в Литве..
Можно надеяться, что тайны перестанут быть таковыми, стоит лишь экс-президенту покинуть бренный мир.
Отец мафии
Витаутас Ландсбергис точно был стукачом по кличке "Дедуля". В 1946 году он выдал советской спецслужбе одноклассника Алоизаса Сакаласа. За первой жертвой последовали следующие из числа однокурсников, а затем – из коллектива государственной консерватории, творческой интеллигенции и сторонников обретения независимости. Провокатору всегда нравилось ощущать себя значимой фигурой, но расцвел он в 1988–1989 годах, когда судьбе было угодно вынести "Дедулю" в руководители национально-освободительного движения Saiudis. Тогда же началось формирование клана Ландсбергисов, фактически "теневого" руководства страной.
Адамкус, кстати, в книгах воспоминаний признает, что не считаться с Ландсбергисом ему, как президенту, не было никакой возможности. Что касается преемницы Дали Грибаускайте, мафия тоже быстро подмяла ее под себя, подчинив клановым интересам и законам. Главный среди них прост: обидчик одного члена почтенного общества обижает все почтенное общество, обидчику надо мстить. Чем клан и занимался, опутывая Литву антидемократической неправовой паутиной.
Но возраст свое берет, патриарх настолько ослаб, что, например, не участвовал в травле фигуристов Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса, которые осмелились на пощечину и не отказались от участия в ледовом шоу в Сочи. Однако не без подачи "Дедули" у депутатов Сейма появилось жгучее желание лишить партнершу гражданства Литовской Республики.
Как только силы частично восстановились, Витаутас Ландсбергис направил их на любимое занятие – уничтожение врагов. А кто у него во врагах? Правильно! "Путин может и должен проиграть", – без конца повторяет стукач в отставке, называющий себя "первым руководителем восстановившей независимость Литвы и профессором". По его словам, Запад не может оправдать никакие действия Кремля и должен понять, что защищает не только Украину, но и свою цивилизацию.
Выживший из ума заклинает европейцев: "С безумцем разговора нет, есть только клиника или связанные руки, смирительная рубашка".
Врагом под № 2 с недавних пор стал Альгирдас Палецкис: "Не представляю, чтобы шайка какого-то Палецкиса могла получить большую и широкую поддержку и вызвать в Литве опасные беспорядки. Литва опытна и умна, чтобы не пойти по такому пути".
Это сказано 29 сентября по дороге в клинику. Команда "Фас!" прозвучала, консерваторы из созданной "Дедулей" партии бросились ее исполнять.
А напоследок я скажу
На земле никто не вечен, вопрос лишь в том, какой след оставляем. Бывшие литовские политические воротилы торили плохие пути и во все времена работали против интересов государства и его жителей. Предстоящие времена многократно докажут эту истину. Не исключено, что память о Ландсбергисе и Адамкусе сохранится лишь одной строчкой в учебниках по новейшей истории.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.