Глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис уверен, что после прекращения экономических отношений с Китаем республика избавилась от зависимости от авторитарного режима.
"У нас рекордный год по экспорту, рекордный год по экспорту в Индо-Тихоокеанский регион. На 30% увеличился наш общий экспорт несмотря на то, что идет война и упоминается страшное давление со стороны Китая, которое бизнес, честно говоря, даже особо не заметил. Всех тех пророков, которые ровно год назад предсказывали процентное падение ВВП из-за Китая, сегодня я не слышу. Хотелось бы надеяться, что они не будут куда-то прятаться и скажут, что, возможно, действительно сигнал тревоги был слишком громкий, потому что Литва действительно решила один из самых больших вопросов – зависимость от авторитарного режима", – сказал Ландсебргис во время выступления в Сейме, отметив, что экономические отношения стран были прекращены по инициативе Китая.
"И да, мы разошлись с их помощью, нашли новых партнеров, укрепляем партнерские отношения с США, с Австралией, с Южной Кореей и так далее. Наша экономика за этот год стала сильнее, и я лишь надеюсь, что это направление сохранится. И что мы не вернемся в карман одного государства, которое может принимать политические решения тогда, когда мы говорим об отношениях, основанных на верховенстве закона, таких как торговля. Надеюсь, этого не будет", – резюмировал он.
По мнению президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, руководителя Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николая Межевича, подобные заявления главы МИД – попытка сделать "хорошее лицо при уже проигранной плохой игре".
Эксперт отметил, что Ландсбергис в минувший вторник "пережил очень неприятное голосование в Сейме" – вотум недоверия. Он отвечал на поставленные депутатами вопросы. Его речь – скорее попытка доказать правительству, что он был прав и поступал верно.
"В экономике Литвы зависимость, как они говорят, от авторитарных режимов есть, только эта зависимость от России, они ведь нас тоже авторитарным режимом считают. Эта зависимость была, есть и на самом деле остается, потому что вся Клайпеда никому, скажем культурно, никому не нужна, кроме самих литовцев. А возить грузы через Клайпеду – это был определенный интерес наш. И действительно, если нашего интереса было 80%, то еще 3% было у китайцев", – объяснил президент ассоциации прибалтийских исследований.
"Очень давно, лет 15 назад, приличная китайская делегация приехала в Вильнюс, потом в Клайпеду, предлагала им сотрудничество, пили за дружбу и так далее, далее. Но затем пришли вот эти упыри к власти, и они все это разломали, но для Литвы китайский рынок оказался полностью потерян. На одном из этапов Китай просто вычеркнул страну под названием Литва из таможенного классификатора. Как-то раньше в фильме "Достояние республики" было "Вычеркиваю вас из списка живых", – подытожил он.
По словам Межевича, когда государство с населением в 2 млн объявляет экономическую войну государству с населением в 1,5 млрд и второй экономикой мира, то это не смешно, а скорее глупо. Более того, эту глупость осознают абсолютно все, поэтому сейчас Ландсбергис вынужден задним числом доказывать, что это решение было правильным.