Цель внешней политики – Кремль. Литва напугана желанием США завершить конфликт на Украине

Литоский флаг на БМП

Анастасия Кулик

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Заявления Белого дома о необходимости завершения украинского кризиса можно трактовать как утрату Вашингтоном интереса к проблемам киевского руководства.

Когда украинский стендап-комик Владимир Зеленский во время онлайн-выступления на саммите G-20 назвал 10 пунктов формулы мира, в Литве понимали: слова останутся словами.

Заявление "не будет никакого "Минска-3" в Вильнюсе встретили искренними аплодисментами: украинское руководство не только настроено на продолжение вооруженного противостояния, но и понимает, что не офису президента на Банковой решать будущее своей страны.

В тот момент времени в США говорили о необходимости достижения военной победы ради обеспечения радиационной, ядерной, продовольственной и энергетической безопасности, восстановления территориальной целостности Украины, освобождения всех военнопленных, вывода российских войск и прекращения боевых действий, "возвращения справедливости", противодействия экоциду, недопущения эскалации, фиксации "окончания конфликта".

Через полгода из Белого дома прозвучали слова о необходимости завершения кризиса на Украине. Они перепугали литовцев: а как же военная победа Киева и что в новой военно-политической конфигурации делать Вильнюсу?

Карты спутанными оказались

Глава литовского внешнеполитического ведомства Габриэлюс Ландсбергис 18 декабря 2022 года назвал военную победу Киева главной целью официального Вильнюса в 2023 году на Украине:

"Литва хочет помочь Украине достичь трех рубежей: освобождения временно оккупированных территорий, включая Крым, возмещения причиненного материального ущерба и наказание всех преступников".

План прост, но реализовать его нелегко из-за явного нежелания "некоторых партнеров по ЕС и НАТО честно ответить себе на вопрос "Каким они видят конец кризиса?". В тот момент Ландсбергис чувствовал себя уверенно, поскольку опирался на офоциальную позицию Америки.

Опираясь на прочный тыл, глава МИД взялся критиковать тех европейских руководителей, из-за двоякой позиции которых "помощь Киеву начинает иссякать". Именно тогда звучали заявления Эммануэля Макрона о гарантиях безопасности для Российской Федерации, наделавшие много шума в Европе, особенно в ее восточной части. "Ястребы", среди которых Литва играет не последнюю скрипку, не сошлись с Елисейским дворцом и во взглядах на "красные линии" в поставках оружия Украине.

Что касается стремления французского лидера "завершить конфликт за столом переговоров", официальный Вильнюс назвал план неприемлемым. Ландсбергис приколачивал соглашателей к позорному столбу:

"Хотя западные лидеры утверждают, что Россия должна проиграть, они одновременно делают все возможное ради сохранения баланса военных сил на левобережной Украине. Так Москва никогда не проиграет. В последние дни мы даже слышим о "гарантиях безопасности" для Кремля. Не ему, а Европе нужны гарантии безопасности от России".

Президент Литвы Гитанас Науседа в докладе на Мюнхенской конференции по безопасности заявил – условия мира на Донбассе должна диктовать Украина. Науседа целиком и полностью поддерживает взгляды своего министра иностранных дел. Даже сравнивает Ландсбергиса с языческим божком: когда вокруг бушует зло, ярким светом становятся люди, несущие силу и надежду.

Воодушевленный поддержкой столь высокой по прибалтийским меркам фигуры, Ландсбергис 13 марта в США повторил с большой корекцией в сторону Запада: "Цель внешней политики Литвы заключается в работе, по итогам которой Кремлю придется признать поражение".

Литовец подчеркнул: его удивляет поведение европейских лидеров, которые опасаются наступления Апокалипсиса после политического, экономического и военного поражения России. Лично он не видит никаких опасных следствий из того факта, что "ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности потерпит поражение в войне с гораздо меньшим соседним государством".

Глава МИД, как и весь официальный Вильнюс, категорически отвергает предложения о мирных переговорах по Украине. Литве в том момент казалось, что сложила безупречный пасьянс. Но администрация президента США заявлениями о необходимости завершения кровопролития спутала карты.

Жизнь заставила

Американские военные эксперты, в частности Дэвид Ранделл и Майкл Гфеллер, считают, что в конфликте на Украине произошел переломный момент в пользу России. Налицо самое передовое вооружение, превосходящее украинское по качеству и количеству, высокий боевой дух против морального упадка солдат ВСУ. Кроме того, Украина сильно зависит от поставок западного вооружения, тогда как Россия полностью себя обеспечивает.

Специалисты пришли к выводу "Киев сделал все, что мог", продолжение конфликта ставит под угрозу существования Украины как государства, киевскому режиму стоит пойти на мирные соглашения, чтобы прекратить страдания украинского народа и жителей Донбасса.

Ни для кого не секрет, что в Конгрессе США и в обществе возрастает поддержка России, увеличивается количество граждан, выступающих за сокращение военной и финансовой помощи Украине. Привычными стали утверждения "Вашингтон не должен рисковать ядерной войной с Россией ради страны, находящейся в тысячах миль".

Литовские элиты в курсе заокеанских настроений и мучаются в поисках ответа на вопрос "Действительно ли Украина становится неинтересным куском земли для Америки?"

Упадническая дискуссия

Автору статьи довелось стать свидетельницей дискуссии растерянного политолога Линаса Коялы с еще более растерянным депутатом Сейма Лауринасом Касчюнасом. Оба страшные русофобы, проамериканцы и сторонники продолжения конфликта до последнего украинца. Оба отдают себе отчет в том, что страны НАТО все активнее увязывают военную помощь Киеву с его готовностью начать переговоры.

Директор Вильнюсского центра изучения Восточной Европы Кояла объясняет этот тренд желанием НАТО – в первую очередь, желанием США – любой ценой избежать втягивания в конфликт. Отсюда не столь быстры поставки современного оружия, как хотелось бы Литве.

Второй аспект еще более важен – в США достаточно политиков, которые не считают события на Украине приоритетными для внешней и военной политики Штатов. На худой конец они согласны дать столько оружия Киеву, чтобы его хватило на перехват стратегической инициативы и обладание сильной переговорной позиции. Но не больше.

По мнению Коялы, этот взгляд начинает повсеместно доминировать в западной политической среде, но он очень невыгоден и даже опасен для Литвы.

В целом с ним согласен парламентарий Касчюнас с той разницей, что хотел бы видеть в распоряжении ВСУ такое и так много оружия, которое измолотит в пыль участников СВО ВС РФ. Если дело действительно дойдет до переговоров, Киев получит право диктовать условия. Касчюнас сокрушается:

"Мне тоскливо от бесконечных закулисных разговоров о "черном" для Киева военном сценарии. Обращаясь к Западу, говорю ему – дайте оружие, и варианта "черного" сценария не останется".

Русофоб отмел мысль, что в Америке тоже репетируют поражение Украины, делают последнюю ставку на весенне-летнее мощное стратегическое наступление ВСУ. Но сделал это так неубедительно, что свидетели дискуссии почувствовали: на 100% член Сейма в своей точке зрения не уверен.

Как всегда, Литва оказалась на перепутье. Вильнюс понимает: военную помощь США не в состоянии заменить ни одна страна НАТО. Если американцы откажутся от военных поставок Киеву, крах режима наступит быстро. Поэтому литовцы не желают мириться с позицией по мирным переговорам, занятой Белым домом. Но и не может принудить других партнеров по альянсу поддерживать киевскую хунту.

Для Вильнюса в краткосрочной и долгосрочной перспективах наступают тяжелые времена.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме