Раскольникам никто не пишет: Константинополь предал литовских Иуд

Премьер-министр Литвы Ингрида Симоните (слева) и Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей I (справа)  на встрече в здании правительства в Вильнюсе, Литва, 21 марта 2023
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Анастасия Кулик

Жалкое существование влачат бывшие священники Виленско-Литовской епархии, порвавшие с Московским и перешедшие в лоно Константинопольского патриархата.

Иерархи Литовской республики потрудились, чтобы расколоть традиционную для государства православную общину. Она существовала уже тогда, когда предки нынешних представителей власти бродили по лесам в звериных шкурах и молились языческим богам.

Премьер Ингрида Шимоните (глубоко верующая католичка) через посла в Турции озаботилась переговорам с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I, который по приглашению главы правительства в минувшем марте побывал в Вильнюс. Здесь стороны заключили соглашение о более тесном сотрудничестве.

В связи с тем, что пятеро бывших православных священников стремились создать в Литве церковную структуру под управлением Константинополя, Варфоломей объявил: "Открывается новая перспектива и возможность совместно работать над созданием в Литве экзархата Вселенского патриархата под управлением Константинополя".

Экзархат – административная область православной церкви, состоящая из нескольких сопредельных епархий на национально-территориальной основе.

С позором плетьми гнать

В Литве церковь отделена от государства, что явно не мешало первым лицам совать свои носы в дела несветские.

Например, Варфоломей I на встрече с президентом Гитанасом Науседой представил планы церковной структуры Константинопольского патриархата. Хозяин поблагодарил гостя за его твердую позицию по украинскому территориальному спору и осуждение спецоперации ВС РФ. Поскольку в этой точке интересы сторон совпали, все произошедшее обязательно рассматривать через призму "сообща унижать и Россию, и Московский патриархат".

И бесы толкнули местных Иуд устроить шабаш в Православном Храме. Литва открыла религиозный фронт против России, начался рейдерский захват.

Изгнанные главой Виленско-Литовской епархии митрополитом Иннокентием Гинтарас Сунгайла, Виталис Даупарас, Виталиюс Моцкус, Викторас Миниотас устроили бунт. К ним примкнул и возглавил мятеж Владимир Селявко, ближе остальных стоявший к Иннокентию, Иуда №1.

Журналист Повилас Игнатавичюс написал, на наш взгляд, объективный обобщенный коллективный портрет вероотступников: "Циничные, амбициозные карьеристы, считавшие себя обиженными чинами и претендовавшие на исключительное к своим персонам отношение".

Во взглядах мятежников политика доминирует над всеми другими. Например, Миниотас смущал мирян ложью о митрополите и его связях с Кремлем, обвинял Патриарха Кирилла в аморальной поддержке СВО ВС РФ на Украине, кричал в храме о желании швырнуть паспорт гражданина РФ в лицо президенту гадкой страны. Чего еще ждать от больного человека с неуравновешенной, травмированной в детстве психикой?

Совсем другое дело – бывший пресс-секретарь епархии Селявко. Тихая сволочь – раскольник идейный, прирожденный антисоветчик и антикоммунист, публичный фальсификатор истории СССР. Провокатор в рясе отрицал всемирно-историческое значение победы народов СССР в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских оккупантов, цитируем диктофонную запись с пресс-конференции соотечественников: "Лучше бы фашисты победили такую мразь, как КПСС".

Поклонник немецкого фюрера изгнал из церковного хора организатора "Бессмертного полка" Литвы Татьяну Коломиец, поскольку рассматривал народное движение как "движение прокоммунистическое и бесовское". По инициативе проходимца группа священников высказалась за прекращение поминовения Святейшего Патриарха, что противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя.

"Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол", – утверждает авторитетный митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.

Хорошо, что Иннокентий своим декретом отстранил от священства мутную "пятерку", обвинив ее в канонических преступлениях – в составлении ложных донесений, в неповиновении правящему архиерею и в организации заговора. Меньше грязи стало в православных храмах Литвы.

Грязь у ног его

Однако Константинопольский Синод констатировал, что причины наложенных на раскольников наказаний "проистекают вовсе не из церковных критериев, а из обоснованного их несогласия с конфликтом на Украине", и вернул священнослужителей в священный чин.

Как говорит мелкий негодяй Селявко, "это восстановление исторической справедливости, поскольку всем известно, что Литва всегда была под омофором Константинопольского патриархата".

Сегодня Владимир с подельниками живет ожиданиями юрисдикции. Неважно, каков окажется ее уровень. Будет ли представительство, или рядовая епархия, или отдельная церковная единица, для Иуд не имеет глубокого значения.

Потому что для полноценного существования церкви необходим епископ, осуществляющий связь с центром. Потребуется руководство, с которым можно согласовывать все действия, прежде всего, конечно, пасторские и все, что касается богослужений и таинств церкви. В том числе внешнее руководство в отношении экуменической позиции, общения с прессой и так далее.

Куча религиозных чиновниках потребуется, и кому, как не инициаторам раскола, занимать новые высокие и престижные должности? Тот же Селявко – очень подходящий с точки зрения официального Вильнюса кандидат на место епископа. Как минимум – на должность руководителя отдела внешних связей. По абсолютно достоверным данным, сам он больше рассчитывает на первую позицию, что неудивительно для карьериста.

Однако в Константинополе по непонятным причинам и спустя полтора года после раскола в Виленско-Литовской епархии не торопятся держать слово о планах церковной структуры, которое Варфоломей I дал на встрече с президентом Литвы.

500 дней спустя

500 дней назад они предали интересы Московского патриархата и в данный момент оказались у разбитого корыта в окружении крохотной группы мирян, преимущественно из числа близких старых знакомых и родственников.

Церковные общины, конечно, не растут, как на дрожжах, но факт остается фактом – православные Литвы не поддались на соблазны, не пошли за бунтарями и сохранили верность Виленско-Литовской епархии Московского патриархата.

Раскольники подпитываются в основном за счет единичных иммигрантов-белорусов и беженцев-украинцев, для которых Московский патриархат и имя Патриарха Кирилла являются красными линиями. Это неудивительно, если знать, что "небратья" творят в стране 404.

Например, мэр Львова Андрей Садовый с гордостью доложил в Киев:

"За два дня завершили историю Московского патриархата в нашем городе. Снесена деревянная церковь во имя равноапостольного князя Владимира. У УПЦ отобрали всю ее собственность", поскольку остальные храмы передадут в распоряжение раскольнической ПЦУ или иным организациям.

Кто-то богатеет, но в стане литовских предателей царит нищета. Хуже, чем среди церковных крыс. Селявко в интервью литовскому национальному радио признался:

"У нас нет храмов, нет ничего. Даже службы служим так – у кого-то нашлись евхаристические сосуды, у кого-то давно пришедшее в негодность облачение. Иногда одно на двоих-троих используем.

Все в руках Московской патриархии. Ну, постепенно будем как-то наращивать возможности. Даст Бог, когда-нибудь построим своих храмы".

Даст Бог, никогда такому не случиться.

Автор не испытывает личной неприязни к продажному братству. Лишь желание цитировать настроения, циркулирующие в епархии: "Призываетесь к покаянию и возвращению в юрисдикцию Русской Православной Церкви".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме