Рейдерский захват: Литва открывает религиозный фронт против России

Премьер-министр Литвы Ингрида Симоните (слева) и Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей I (справа)  на встрече в здании правительства в Вильнюсе, Литва, 21 марта 2023
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Василий Малашенков

Патриарх Варфоломей, которого называют Вселенским, продолжает играть на политических противоречиях и добывать новые приходы. Пришел черед православных Литвы.

Визит в Литву патриарха из Турции, который по традиции или даже инерции носит титул "Вселенского", никакой интриги в себе не несет. Еще 17 февраля стало известно, что он взял к себе в юрисдикцию нескольких литовских священников, которых лишил сана Московский патриархат.

Как правило, в "либеральных" СМИ говорится, что священников низвергли за "антивоенную позицию". Насколько это корректно – тема для отельного спора. Отметим лишь, что им поставили на вид именно попытки создать альтернативную церковную структуру. Такие процессы среди литовских православных возникли по политическим причинам.

Этого не скрывают власти Литвы, которые на днях подписали соглашение о сотрудничестве со Вселенским (Константинопольским) патриархатом. События не повторяют украинский сценарий строчка в строчку, но суть происходящего та же самая. Поэтому можно говорить о создании проекта ПЦУ 2.0 только с прибалтийским акцентом.

После подписания документа премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните четко и ясно заявила, что это основа для учреждения "параллельной церковной структуры". Еще она прямо сказала, что государство дает зеленый свет «для создания Константинопольским патриархатом своего религиозного сообщества" на литовской территории. В общем будут православные двух сортов: правильные и неправильные.

Патриарх Варфоломей, естественно, этому только рад и говорит, что соглашение позволит усиливать присутствие его патриархата в балтийской республике. И это присутствие уже есть. Как минимум два "бесхозных" храмовых помещения местная власть передала тем самым священникам-альтернативщикам.

Повторимся еще раз. Это делается не из-за какого-то несогласия в вопросах богословия или по поводу того, как надо вести богослужения. Нет речи о борьбе с какой-либо ересью. В основе чистая политика.

Предшественницей в создании двух юрисдикций в Прибалтике была Эстония. Еще в 1990-х там появились две параллельные православные юрисдикции. Одна – церковь в подчинении Московского патриархата. Другая – Константинопольского. Но там история связана с событиями примерно столетней давности. После революции и гражданской войны независимая Эстония получила свою отдельную церковь. Константинополь издал томос в 1923 году. Потом, как известно, республика входила в СССР, и эта константинопольская юрисдикция "эмигрировала" на Запад, где окормляла православных выходцев из Эстонии. Возвращение ее после распада СССР, конечно, внесло болезненный раскол. Но все-таки это было не так остро, как сейчас в Литве.

Создание литовской ПЦУ 2.0 – часть кампании по расколу русскоязычного или потенциально дружественного России зарубежья. История только набирает обороты, и впереди более острая фаза конфликта.

К похожему варианту стоит приготовиться православным Латвии, где местный митрополит Александр (Кудряшов) негативно высказывался о специальной военной операции. Этого официальной Риге оказалось мало, и был принят закон, позволяющий иметь в стране параллельные церковные структуры. То есть там последователи патриарха Варфоломея имеют шанс забрать себе приходы Московского патриархата.

Латвийский проект пока в вялотекущей фазе или даже вовсе на паузе. Почему решили начать с Литвы? Видимо, потому что есть немалое число политэмигрантов, в первую очередь, из Белоруссии. Они активно вовлечены в русофобскую и антироссийскую повестку.

Выехали в Литву, в том числе, два бывших клирика Белорусской православной церкви (БПЦ), входящей в юрисдикцию Московского патриархата. Формально они еще в сане, а фактически уже не имеют никакого отношения к БПЦ. К тому же, оба являются блогерами, известными в религиозной среде. Причем один представляет молодое поколение, другой стал священником в зрелом возрасте, имея советский бэкграунд. Если хорошо изучить их биографию, очевидно, что они уехали по политическим причинам на волне 2020 года.

Более того, один из религиозных блогеров ранее получил широкую известность среди российской аудитории. А второй недавно стал членом вновь образованного Координационного совета белорусской оппозиции. Два этих человека – прекрасные кандидаты в клирики Константинопольского патриархата. И они явно соберут вокруг себя сообщества прихожан.

Хотя здесь есть определенный риск для властей Литвы. Оба священника как бы в антироссийском лагере, но занимать полностью русофобскую позицию пока не готовы. На этом фоне Сейм в первом чтении принял закон о паузе в приеме заявлений на получение литовских паспортов от россиян и белорусов. Также им хотят временно не давать виды на жительство и запретить покупать недвижимость. Да, есть исключения. Но в целом это меры недружественные и мешающие политэмигрантам ассимилироваться.

Это значит, что власть в Вильнюсе создает себе очередную прослойку потенциальных врагов. Как будто мало проблем с местным польским сообществом. И с коренными русскими тоже. Об этих тонкостях пока никто не думает, как и том, что далеко не все местные православные стоят на низком старте, чтобы побежать в объятия патриарха из Турции.

А вот какова реакция литовского церковного руководства? Довольно сдержанная. Патриарху Варфоломею предложили почтить местные святыни. Например, это мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Кстати, святыня эта известна и в Белоруссии, откуда к ней периодически ездят паломники.

Рядом с монастырем в центре Вильнюса, где хранятся мощи, есть еще одна реликвия, которую, опять же, считают своей и литовские, и белорусские православные верующие – "Остробрамская" икона Божией Матери. Почитают ее и католики. Так исторически сложилось, что хранится она именно у них в часовне рядом с православным монастырем. Патриарху из Турции предложили почтить и эту икону, как бы намекая, что в Вильнюсе пока удается сохранять относительный мир с католиками. А потому не надо вносить нестроения хоть между конфессиями, хоть внутри православных. Варфоломею предлагают мир в обмен на невмешательство в местные дела.

Однако уже поздно. Он вмешался и будет вмешиваться, стимулируя раскол. Варфоломей делает вид, будто спасает местную паству, забирая к себе под омофор. Но большинству православных в Литве это совсем не нужно.

Епископат местной митрополии в состоянии сам решить вопрос с Москвой. Уже сделан запрос на получение автономии. Священный синод РПЦ создал соответствующую комиссию, и автономия вполне реальна. Для ее создания совсем не требуется помощь патриарха-гастролера.

Патронат Варфоломея нужен только для одного. Для рейдерского захвата церкви и раскола литовской общины. Еще раз отметим, что среди ее прихожан есть политэмигранты россияне и белорусы. Плюс к этому литовская община официально и неофициально контактирует и будет контактировать с общинами России и Белоруссии. Это сообщающиеся сосуды. Поэтому действия турецкого патриарха явно вписываются в парадигму социальной инженерии, которая направлена против стран-участниц Союзного государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме