Идеальная схема для борьбы с неугодными: Евросоюз собирается лично управлять бизнесом

Логотип Евросоюза на здании штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе.
ria.ru

Пауль Томсон

Евросоюз приступает к завершающей стадии обсуждения законопроектов, которые устанавливают правила "справедливости" для предприятий всего мира.

Европейский бизнес пытается остановить продвижение законопроекта Евросоюза, который обяжет крупные компании проверять всех своих поставщиков и партнеров на предмет использования принудительного или низкооплачиваемого труда, загрязнения окружающей среды и иных нарушений учрежденных Брюсселем высоких стандартов "справедливости".

Импорт и продажа сырья и продукции из третьих стран будут запрещены, если их европейский покупатель не сможет подтвердить исполнение всех требований властей альянса к производству или добыче импортируемого товара. Предприниматели считают, что им не по силам все эти проверки партнеров на "благонадежность" и что заниматься этим, если уж есть такая необходимость, должны сами власти.

Спор из-за подготовленных в феврале Еврокомиссией "правил должной осмотрительности" разгорается, выявляя противоречия интересов между предпринимателями и властями, которые стремятся ужесточить над ними контроль. Преподносятся планы Брюсселя как намерение распространить высокие моральные, этические, социальные и природоохранные стандарты Евросоюза на весь мир.

Казалось бы, можно только аплодировать намерению запретить (и наказывать вплоть до конфискации собственности) торговать на европейских рынках зарубежным компаниям, использующим принудительный труд, нарушающим права человека или загрязняющим окружающую среду.

Но прежде чем подержать эту идею, следует разобраться, чего все это будет стоить бизнесу, предприятиям третьих стран и какие цели преследует Брюссель. Он действует почти беспроигрышно, указывая на то, что около 25 миллионов человек во всем мире принуждаются на частных производствах к низкооплачиваемому или вовсе бесплатному труду и что в беднейших странах вынуждены работать примерно 160 миллионов детей.

Эти доводы, призванные эмоционально воздействовать на оценку предложений Брюсселя, как бы доказывают его правоту. Действительно, трудно возразить против намерения "защитить детей от рабского труда". Но, вероятно, мало кто из европейцев, возмущающихся тяжелым положением работников и вынужденных трудиться детей в беднейших странах мира, задумывается о том, на что же станут жить защищаемые ими страдальцы, после того, как предприятия, обеспечивающие их пусть низким, но хоть каким-то заработком, закроются из-за санкций Евросоюза.

Выявлять, предотвращать и наказывать за нарушения

Обсуждение соответствующих законопроектов идет не первый год и встречает очевидное и обоснованное сопротивление европейских предпринимателей, которые считают, что введение дополнительных и весьма широких требований ко всем предприятиям, составляющим звенья цепочки создания стоимости возложит на компании "нереалистичные ожидания, наносящие ущерб их конкурентоспособности".

Так считает ассоциация европейских предпринимателей Business Europe и с ней согласны многие объединения частных предприятий Евросоюза. Критики затеи Брюсселя отмечают также, что выявлением и наказанием за нарушения прав человека за пределами Евросоюза должны заниматься не частные предприятия, а соответствующие органы власти.

Предложения Брюсселя состоят в том, чтобы потребовать от крупных европейских и зарубежных компаний, имеющих значительные обороты на территории альянса, отчитываться о том, как они выявляют, предотвращают и смягчают нарушения условий европейского кодекса трудовых отношений, прав человека и правил защиты окружающей среды на всех этапах создания стоимости, то есть на всех предприятиях, поставляющих им сырье, комплектующие или готовые товары.

Подобного рода требования к бизнесу действуют сейчас во Франции и нескольких других государствах Евросоюза, но Брюссель стремится расширить их и распространить на весь альянс.

Планы Брюсселя распространяются на все компании, базирующиеся или работающие в альянсе, имеющие более чем 500 сотрудников и чистый годовой оборот в 150 миллионов евро, а также, как отмечают обозреватели, к более мелким компаниям в секторах с высоким уровнем риска, таких как текстильная промышленность, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых.

Применительно, например, к странам Балтии введение таких правил будет означать немалые проблемы и затраты для десятков подпадающих под критерии предприятий. А в крупных государствах альянса под задаваемые критерии подпадают уже сотни и тысячи компаний.

Идеальный инструмент санкций против неугодных

Депутаты Европарламента, насколько известно, настроены более решительно и готовы при обсуждении законопроекта потребовать расширить список компаний, обязанных проверять все и всех, и на менее крупные предприятия. Их поддерживают правозащитные организации, настаивающие на том, чтобы сделать предлагаемые исполнительной властью альянса законопроекты еще более жесткими и, как следствие, трудновыполнимыми для частного бизнеса.

У законопроектов Брюсселя, устанавливающих для частных компаний "правила должной осмотрительности", надо думать, есть еще одна цель, в общем-то далекая от намерения поддержать предпринимательство. Если и когда Евросоюз получит в свое распоряжение такой инструмент воздействия на частный бизнес, он сможет и, несомненно, станет использовать его, в том числе и для оказания влияния на торгово-экономические отношения с Россией и Китаем, другими государствами для введения запретов на те или иные сделки и партнерские контакты. Было бы желание и интерес, а обвинить в нарушении прав человека, в загрязнении среды или недостаточно высокой оплате труда работников можно практически любую страну и любое предприятие.

Сбор доказательств обратного (для этого придется добывать соответствующие сертификаты, выдавать которые станут, естественно, исключительно европейские соответствующим образом сертифицированные "конторы") и оспаривание решений Брюсселя в судах обойдется компаниям третьих стран и их "допустившим ошибку" европейским партнерам весьма недешево.

Иными словами, Евросоюз получит в свое распоряжение практически универсальный инструмент контроля над всеми и любыми предприятиями третьих стран. Отпадет и нужда в согласовании санкций против "провинившихся" государств, компаний и частных лиц.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме