Не COVID, так оспа: вновь дефицит вакцин ссорит Запад с беднейшими государствами мира

Тест-системы для выявления случаев заражения оспой обезьян научного центра "Вектор"
Пресс-служба научного центра вирусологии и биотехнологий "Вектор"

Рауль Тамм

Ученые предупреждают об опасности распространения оспы обезьян, и богатейшие государства мира начинают схватку за вакцины. Опять.

Ситуация с вакцинами против оспы обезьян в точности повторяет ту, что дискредитировала Запад в глазах беднейших государств мира на пике распространения коронавируса.

Соединенные Штаты и страны Евросоюза "на корню" скупают все препараты, уже выпущенные и лишь планируемые к производству теми двумя пока единственными в мире фармацевтическими компаниями, что уже зарегистрировали вакцины от нового заболевания.

"Третьему миру" опять ничего не достается, что расценивается как очевидное доказательство пренебрежительного отношения Запада к развивающимся странам.

Беднейшие государства планеты хорошо помнят, как и почему настолько сильно отстали в темпах и масштабах массовой вакцинации от COVID-19, что до сих пор не завершили даже первый этап иммунизации населения. Западные страны скупали все доступные и прошедшие сертификацию вакцины, средства защиты и дезинфекции, оставляя третий мир дожидаться, когда США и Евросоюз полностью обеспечат себя всем необходимым.

Вот и на этот раз, но в связи уже с другим заболеванием, с оспой обезьян, ситуация полностью повторяется. Как заявила на недавней пресс-конференции заместитель генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по вопросам доступа к лекарственным средствам и товарам медицинского назначения Марианжела Батишта Симао, у стран с низким и средним уровнем дохода пока нет возможности получить вакцины против оспы обезьян.

Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) выдало разрешения на использование двух лекарственных препаратов для иммунизации и лечения этой болезни: вакцины Imvanex датской фирмы Bavarian Nordic и противовирусного препарата Tecovirimat SIGA. Брюссель закупает их для стран альянса, но о помощи третьим государствам пока и речи нет.

Неправительственные организации уже выступают с заявлениями о недопустимости повторения той ситуации с вакцинами, что сложилась на пике борьбы с пандемией COVID-19, но борьба богатых стран за препараты от оспы уже идет, и в этой схватке у третьего мира нет никаких шансов. Нет и надежд, что "коллективный запад" на этот раз все же сразу согласится бесплатно поделиться технологиями и ноу-хау производства препаратов со странами с низким и средним уровнем дохода, чтобы они также могли наладить выпуск вакцин.

"Фактически здоровье людей во всем мире подчиняется прибыли фармацевтических компаний. Хотя это совсем другая болезнь, в этом важном отношении она очень похожа на COVID, – говорится в заявлении правозащитной организации Global Justice Now. – Нет оправдания тому, чтобы открыто не лицензировать эту вакцину и не делиться ноу-хау. Если болезнь станет эндемической, люди умрут, и ответственность ляжет на эту фармацевтическую систему".

Вроде бы "ерунда" по сравнению с COVID-19, но может преподнести сюрпризы

Ранее, в конце июля, Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку оспы обезьян "чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение". Количество регистрируемых случаев инфицирования быстро растет – по предварительным данным, пострадали почти 17 тысяч человек в 74 странах.

Ничто в сравнении с темпами распространения COVID. Но врачи отмечают постоянный прирост количества случаев инфицирования – если сначала речь шла о нескольких сотнях новых случаев в неделю, то сейчас о 7-8 тысячах. В странах Балтии зафиксированы единичные случаи выявления инфекции у людей, заразившихся, по всей вероятности, во время зарубежных поездок.

Болезнь распространяется в основном пока в США и Европе, но Старый Cвет становится эпицентром вспышки. Комиссар Евросоюза по делам здравоохранения Стелла Кириакидес направила в европейские столицы письмо с призывом активизировать борьбу с этим вирусом и намеком на высокую вероятность ухудшения ситуации.

Распространение этого заболевания, вопреки убеждениям и доводам ученых и медиков, не очень, похоже, тревожит правительства и население. Отношение к оспе обезьян почти равнодушное, если сравнивать его с той паникой, что охватила страны Евросоюза на пике пандемии COVID-19.

Что вполне понятно, поскольку темпы, с которым оспа захватывает все новые регионы, намного уступают тем, что демонстрировал "непобедимый" коронавирус со всеми его многочисленными вариантами. Стремительность изменения коронавируса и малая предсказуемость его "поведения" также намного превосходят все то, что пока способна продемонстрировать новая напасть экзотического происхождения.

Кроме того, сказывается психологическая усталость людей, которым просто надоело бояться болезней, и нежелание правительств всерьез бить тревогу из-за того, что ограничения и запреты усугубят те экономические проблемы, что еще сказываются после пандемии. Ну и не стоит забывать о том, что оспа обезьян считается менее опасной, поскольку вызывает намного меньше летальных исходов и, насколько известно, пока почему-то предпочитает поражать, как толерантно выражаются вирусологи и политики, "мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами".

Кроме того, считается, что прививка от "обычной" оспы должна защищать и от обезьяньей. То есть люди старших поколений в странах бывшего СССР (включая, естественно, и республики Балтии) и в постсоветских государствах, получившие прививку в детстве до 1978-1982 годов, когда была прекращена кампания массовой иммунизации против натуральной оспы, могут считаться защищенными. Правда, гарантий этому пока никто не дает.

Проблема, о которой говорят врачи, предупреждая о возможных серьезных последствиях, состоит в том, что ранее считавшаяся редким и исключительно "африканским" заболеванием оспа обезьян в нынешнем ее варианте стала, как полагают, результатом мутации известного ученым вируса и, следовательно, будет, вероятнее всего, мутировать и дальше.

Какие новые качества она приобретет, как быстро будет распространяться в дальнейшем и насколько смертоносной может стать, сейчас никто не берется предсказать.

"Мы видели некоторые мутации. Но на данный момент у нас нет никакой информации о том, что это означает с точки зрения поведения самого вируса или того, как он взаимодействует с иммунным ответом человека. Мы будем продолжать следить за этим", – цитируют средства массовой информации Евросоюза технического руководителя ВОЗ по обезьяньей оспе Розамунду Льюис.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме