Расширение ценой суверенитета: как Шольц хочет преобразить ЕС и почему вряд ли сможет

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Любовь Безродная

Постепенно Евросоюз трансформируется из содружества "свободных демократических государств" в некое подобие карикатурного образа СССР, каким его представляли на Западе. Диктатуры в ЕС становится все больше, а проблемы власти пытаются решать за счет увеличения территорий.

Кризис в Европе набирает обороты, и уже почти во всех странах начались митинги, протесты, забастовки. Однако власти, кажется, не видят основной проблемы. Вместо разработки адекватного плана по выходу из энергетического и экономического "тупика", канцлер Германии Олаф Шольц призвал к постепенной отмене принципа единогласия при принятии решений во внешней и налоговой политике, а также к расширению ЕС на восток.

По сути, в Евросоюзе призывают не только принять в свои ряды экономически слабые государства, в которые нужно будет вкладывать деньги, но и перейти на тоталитарный режим. Правда, непонятно, как Брюссель будет заставлять страны-члены отказываться от своего права голоса.

Расширение территорий. Бессмысленное и беспощадное

На протяжении десятилетий Евросоюз не спешил принимать в свои ряды новых членов, хотя Македония является кандидатом на вступление в ЕС с 2005 года, а Турция подала заявку еще в 1999 году.

Стоит признать, для того, чтобы не расширять Европейский союз, были адекватные причины. В частности, никто не хотел спонсировать новых членов, выделяя дотации. Но сегодня, когда кризис набирает обороты, Шольц решил – время расширяться.

Неужели условия настолько изменились, что теперь страны со слабой экономикой, вроде Молдавии или Грузии, будут не обузой для государств Центральной Европы, а смогут как-то помочь справиться с проблемами? Увы, для того, чтобы эти страны смогли достичь хотя бы уровня Польши, Венгрии или Литвы с Эстонией, необходимы огромные финансовые вливания.

При этом ЕС продолжает активно спонсировать в Украину – только за пять месяцев Евросоюз выделил Киеву €8,9 млрд, а если считать общую помощь Запада, включая США и международные неправительственные организации, то уже по состоянию на июнь 2022 года эта сумма равнялась $75 млрд. А ведь если появятся новые члены ЕС, придется тратиться еще и на них. Но, кажется, говоря о расширении, Шольц преследует цели, которые состоят вовсе не в распространении демократии и принципа свободной торговли.

"ЕС, состоящий из 27, 30, 36 государств с более чем 500 миллионами свободных и равноправных граждан, может еще больше усилить свой вес в мире. Тот факт, что ЕС продолжает расти на восток, является выигрышем для всех нас", – заявил канцлер Германии на конгрессе европейских социал-демократов в Берлине.

Как сообщает немецкий телеканал Das Erste, Шольц обозначил, что кандидаты на вступление в Евросоюз – Украина, Молдавия, страны Западных Балкан и, в перспективе, Грузия – должны соответствовать критериям вступления. Очень дельное замечание, учитывая, что некоторые действующие члены ЕС этим критериям не соответствуют.

Вот только, похоже, властям в Центральной Европе на деле уже не важны условия, которые ранее были обязательными для вхождения в ЕС. Турцию не могли принять в ЕС более 20 лет из-за нарушений прав человека и бурения на газовом месторождении в исключительной экономической зоне Кипра. Македония не могла вступить в Евросоюз, в том числе, из-за позиции Греции, которая опасалась, что государство с названием "Македония" может предъявить территориальные претензии к ее одноименной провинции. Но при этом Молдову, имеющую действующий конфликт в Приднестровье, можно и принять. Так же, как и Украину, Грузию.

Что же изменилось, раз политики в ЕС перестали обращать внимание на критерии, которые ранее не позволяли присоединиться к союзу и более экономически развитым государствам?

"Прежде всего, это делается для того, чтобы получить трудовые ресурсы. Дешевая рабочая сила может повысить конкурентоспособность европейской продукции в условиях, когда дешевые энергоресурсы из России закончились", – рассказал вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов в беседе с Baltnews.

"Долгое время Евросоюз благоденствовал за счет недорогих углеводородов из РФ, а теперь решили попробовать китайскую модель. Очень дешевая рабочая сила будет обеспечена частично за счет расширения ЕС, а частично – за счет снижения зарплат, пособий и прочих социальных гарантий. Возможно, это повысит конкурентоспособность европейской продукции или хотя бы сохранит ее на текущем уровне", – добавил он.

Выглядит очень закономерно. Пока европейский капитал стремительно утекает в США (за первые 6 месяцев 2022 года отток капитала из ЕС составил $83 млрд), потери Брюсселя будут восполняться за счет ресурсов более бедных стран. Причем неважно, какие именно это будут ресурсы – природные или трудовые. Заботиться о благополучии новых членов ЕС точно не будет. Сегодня они нужны не для "распространения демократии" и даже не для увеличения своего геополитического влияния. Для Евросоюза это просто шанс выжить во время кризиса.

"Четвертый" рейх и усиление контроля

Конечно, расширение Евросоюза за счет фактически стран-банкротов, в которых ценности совершенно не совпадают с государствами Центральной Европы, имеет ряд недостатков и даже опасностей. Но господин Шольц решил позаботиться об этом заранее, призвав к реформам, чтобы "сделать ЕС более приспособленным для будущего".

Кроме предложения о создании собственной сети ПВО, канцлер Германии хочет постепенно перейти к принятию решений во внешней финансовой политике большинством голосов.

Ранее такую инициативу озвучивали глава евродипломатии Жозеп Боррель, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, итальянский политик Марио Драги. Но идею, мягко говоря, не оценило по достоинству большинство национальных правительств Европы. Теперь к этой теме вернулся Олаф Шольц, отметив, что в конечном итоге решения большинства станут "выигрышем для сообщества государств, а не потерей суверенитета".

Если верить канцлеру Германии, то такие реформы помогут преодолеть "странные" внутренние конфликты ЕС. В чем-то он даже прав. Нет права голоса – нет конфликтов. Сейчас эта инициатива подается под лозунгом "тяжелые времена – жесткие решения". Вот только такое усиление контроля и практически установление тоталитарного режима начинает напоминать политику Третьего рейха. И возникает справедливый вопрос – как заставить все страны-члены ЕС принять новые правила?

Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов заявил Baltnews, что предложение Шольца – прямое вмешательство в суверенитет отдельных государств.

"Я думаю, что это решение вызовет множество споров в Евросоюзе. В принципе, Шольц уже сделал оговорку, что другие государства будет сложно убеждать. Правые силы, которые пришли к власти в Италии это не поддержат. Против будет и Польша, которая относится к ЕС с большим скептицизмом. Венгрия тоже не будет поддерживать эту инициативу. Скорее всего, предложение канцлера Германии не удастся воплотить в жизнь, ведь для его принятия пока еще нужно согласие всех членов Евросоюза", – заметил Иванов.

"Также нельзя забывать о том, что на любое действие есть противодействие. Чем жестче Шольц будет давить, проталкивая идею о централизации ЕС, тем больше можно ожидать усиления децентрализационных явлений. Этим, скорее всего, воспользуются правые силы и евроскептики. Так что предложение канцлера Германии только провоцирует конфликт внутри самого Евросоюза. Это может обострить итак непростую ситуацию в Европе", – отметил эксперт.

Очевидно, что отмена принципа единогласия никакого единства в ЕС не принесет. Это не решит внутренние конфликты, а только усугубит напряжение между странами. Зато европейское "большинство", которым совершенно неожиданно окажутся самые богатые страны союза, получат власть над другими государствами. Таким образом, можно будет контролировать как нынешних бунтарей вроде Польши и Венгрии, так и новых членов, которых хочет принять Шольц.

Вот только уговорить страны проголосовать за такое решение не получится. Сколько бы канцлер Германии не рассказывал о "целостности суверенитета", найдутся те, кому не понравится эта инициатива.

Когда подобную политику применял Третий рейх, все было просто – новый порядок навязывали силой. Как же поступит "Четвертый"? Продолжит уговаривать, или в ход все же снова пойдет сила, пусть в мягком варианте в виде финансового шантажа?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме