Германия теряет позиции, пытаясь подыгрывать Вашингтону и удержать лидерство в Евросоюзе

Канцлер ФРГ Олаф Шольц
POOL

Любовь Безродная

Политика канцлера Олафа Шольца привела к тому, что Германия имеет не только проблемы в экономике, энергетике и промышленности, а также назревающее недовольство в обществе, но и конфликт со многими странами, из-за которого ФРГ может стать одиночкой на мировой арене.

На протяжении десятилетий в Брюсселе говорили о единстве Евросоюза и какое-то время даже умудрялись поддерживать видимость этой целостности. Однако кризис показал, что среди стран ЕС отсутствует даже намек на солидарность. Германия, которая наиболее сильно пострадала от энергетического кризиса, и вовсе рискует остаться в одиночестве на мировой арене.

Отношения между ФРГ и Францией ухудшились настолько, что европейские СМИ уже пишут о расколе. Также разлад наблюдается и в отношениях Германии с рядом других стран, в том числе с государствами Восточной Европы – Польшей и Венгрией.

Берлин долгое время считался негласным лидером ЕС. Однако сегодня ФРГ рискует уступить это место государству, которое имеет меньше конфликтов и не так тяжело переживает энергетический кризис.

Германия теряет позиции

Атмосфера в Бундестаге сегодня холодная во всех смыслах этого слова. Как отмечает Spiegel, депутаты вынуждены приходить на работу в свитерах и пуховиках из-за того, что максимальная температура в офисах – 19 градусов, а коридоры и фойе не отапливаются.

Однако проблема не только в температуре, но и в ухудшении отношений со многими державами, которые до недавнего времени считались союзниками Германии. Внешнеполитические разногласия постепенно превращают Берлин и Париж из союзников в противников. Во французском издании Le Figaro уже бьют тревогу и даже называют это расколом, правда, пока не на уровне всего ЕС. Но вот отношения двух самых сильных членов союза шатаются достаточно сильно.

"Союз с Францией больше не считается ключевым во внешней политике для Германии, которая все больше склоняется к поддержке антироссийских стремлений восточноевропейских стран", – отмечают в Le Figaro.

Отмечается, что Париж не устраивает сосредоточенность Берлина на внутренних экономических проблемах. Впрочем, глупо ждать чего-то другого от Германии, которая пытается спасти свою промышленность в условиях жесточайшего энергокризиса. Но все равно Франция видит в этом показательный пример – ФРГ уже не думает о своих союзниках, а ведь у них тоже есть проблемы.

Также у стран имеются разногласия в позициях по развитию Евросоюза. Например, Германия поддержала идею о расширении ЕС на восток, а вот Франция выступала за формирование основы, в которую будут входить государства, приверженные усилению интеграции.

При этом самое сильное раздражение со стороны парижских властей наблюдалось из-за курса канцлера Олафа Шольца, направленного на поддержку национальной энергетики. Во Франции возмутились отсутствием консультаций между партнерами. Дошло до того, что президент Эммануэль Макрон даже отменил встречу с Шольцем.

Создается впечатление, что Париж и Берлин не могут достичь согласия ни в чем. Они спорят о том, как бороться с энергетическим кризисом, по вопросам общеевропейской обороны, которой, несмотря на многолетние разговоры, фактически по-прежнему нет.

Даже в отношении Китая страны не могут договориться, о чем свидетельствует недавний скандал, когда Макрон раскритиковал Шольца за намерение в одиночку посетить КНР, хотя стороны якобы договаривались нанести визит вместе. Также Париж очень недоволен тем фактом, что Берлин якобы самолично принимает решения об ограничениях цен на газ.

Конечно, разногласия между этими странами были всегда. Но на публику их не выносили. Сейчас же создается впечатление, что Франция сознательно критикует политику Германии, рассчитывая на то, что Берлин утратит свою лидерскую позицию в ЕС. Впрочем, учитывая проблемы в экономике, энергетике, умирающую промышленность и бегство капитала, такой сценарий для Германии перестает быть нереалистичным.

Профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич отметил в беседе с Baltnews, что со стула можно с грохотом упасть, а можно мягко съехать, и в отношении Германии применима именно вторая часть метафоры.

Потенциал ФРГ в экономике и авторитет этой страны на мировой арене, не позволит ей упасть с грохотом. Но утратить позиции, сократить свои возможности Германия может. Однако стоит подчеркнуть, что речь идет все же не о полной утрате влияния, а лишь о его уменьшении.

"Проблемы ФРГ с Францией, Польшей, Великобританией по отдельности ничего сверхъестественного собой не представляют. А вот если они суммируются, как произошло сейчас, тогда уже стоит задуматься. Так же стоит добавить в этот список проблем и Россию, с которой ФРГ могла бы поддерживать приемлемые отношения, ведь для этого есть все условия. Но Германия сделала ставку на Вашингтон и Брюссель, дважды подчинив себя не самым надежным партнерам", – отметил Межевич.

"В итоге от этой навязанной политики убытки несет Берлин, а не Вашингтон. Конечно, потенциал Германии частично сопоставим с США, но только в экономике, а не в политике. Вашингтон может приказать Берлину, а вот ФРГ может максимум что-то попросить", – добавил он.

Перестановка сил в ЕС

Напряженные отношения у Германии наблюдаются не только с Францией, которая в последнее время не стесняется выносить эти противоречия на всеобщее обозрение, но и с другими государствами. С Польшей у ФРГ имеется целый ряд противоречий, начиная от регулярных требований репараций от Берлина за Вторую мировую войну, заканчивая выбором штаб-квартиры и поставок вооружений для подготовки к военной миссии по обучению украинских военных.

Единственная страна, с которой Германия всеми силами пытается сохранить хорошие отношения, – США. Но даже это сейчас провоцирует новые конфликты. В частности, после того, как в Вашингтоне приняли закон "О снижении инфляции", который предполагает выделение $369 млрд для поддержки американских производителей, от европейских лидеров начали требовать реакции.

Общая позиция в Брюсселе заключается в том, что нужно противодействовать США в этом вопросе. В ЕС даже начали разрабатывать собственную программу субсидирования, которая должна помешать американским конкурентам окончательно уничтожить европейскую промышленность.

Однако Германия не спешит занимать жесткую позицию в отношении США. Это уже привело к новой ссоре с Францией. Канцлер Олаф Шольц высказал опасения, что действия Макрона в ответ на меры правительства США "приведут к новой трансатлантической торговой войне". В итоге Париж и Берлин пока не смогли выработать общий ответ на американский закон, из-за которого может пострадать экономика всех стран ЕС. Такое показательное нежелание учитывать интересы Европы ставит ФРГ в не самое выгодное положение.

Председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин напомнил, что противоречия, которые скопились в Европе, имеют общее начало – Украина. Именно этот вопрос стал камнем преткновения. Сегодня уже многие страны начинают так или иначе бунтовать, а общество не понимает, почему бюджет идет не на развитие экономики, а на поддержку киевского режима.

"К этому добавляется энергетический и экономический кризис, а также проблемы продовольственной безопасности. Евросоюз постепенно превращается в средневековую автократию, когда все интересы подчинены другому государству (США), а также наблюдается противоречивость в действиях элит. Даже в отдельных частях Европы нет согласия – Польша настаивает на том, чтобы усиливать позиции Киева, а вот Венгрия призывает думать о собственных интересах. Франция пытается мягко всех примирить, но пока выходит не очень хорошо. Германия же и вовсе разрознена. Общество устало от политики Шольца и ему уже прочат судьбу Бориса Джонсона", – отметил эксперт в беседе с Baltnews.

Юрий Самонкин считает, что в политике ФРГ можно увидеть попытку усидеть на двух стульях. Немцы хотят и лояльность Вашингтона не утратить, но при этом пытаются думать о своих национальных интересах. В частности, сейчас пошли разговоры о том, чтобы открывать те заводы, которые когда-то были остановлены из-за программы ЕС "альтернативная энергетика".

"Идет попытка перестроить экономику Германии, и здесь мы тоже можем наблюдать парадокс – страны, которые никогда не были в фарватере европейской политики и даже являлись дотационными, показывают первый стабильный макроэкономический рост. Речь о Венгрии, Болгарии, Италии. Ярые мастодонты ЕС вроде Франции и Германии при этом начинают уходить на задний план. Из-за кризиса в Европе начались глобальные трансформации", – отметил Самонкин.

"При этом нельзя сказать, что Германия из-за своей политики находится в какой-то изоляции. Скорее ФРГ зашла в тупик. Кадровая политика не работает, нет решения по выходу из кризиса, поскольку альтернативная энергетика не дала тех результатов, на которые надеялись немецкие власти. Но зато есть противоречия с целым рядом стран. И вместо того, чтобы решать проблемы единым фронтом, ЕС начинает рассыпаться под тяжестью этих споров. Украинский кризис вскрыл маски дипломатии, показав, что единства в Евросоюзе нет и, скорее всего, никогда не было", – резюмировал он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме