Истощение страны под шум о перемоге: украинские "победы" и реальное положение дел

Артиллерийский расчет гаубицы "Гиацинт" вооруженных сил РФ работает по позициям ВСУ на Запорожском направлении
© Sputnik / Константин Михальчевский

Любовь Безродная

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Незалежная смогла занять несколько городов, которые находились под контролем России с начала СВО, однако украинская армия продолжает терять людей. Сможет ли Киев удержать территории, учитывая, что ресурсы для ведения боевых действий истощаются?

Если составлять карту военный действий и оценивать потери ВСУ, основываясь исключительно на заявлениях украинских политиков, получится, что Киев постоянно побеждает, и вопрос состоит только в том, почему Незалежная до сих пор не одержала полную победу над Россией и не дошла до Москвы.

В начале декабря 2022 года советник главы офиса президента Михаил Подоляк заявил, что с начала военных действий Украина потеряла до 13 тысяч убитыми. Вот только эти цифры сильно расходятся с той информацией, что предоставляют другие источники. Даже на Западе уже признают, что потери значительно выше, чем пытаются показать в Верховной раде.

Разбор побед и потерь

Осень выдалась для украинской армии весьма результативной. Под контроль ВСУ перешло множество населенных пунктов в Харьковской области, на Луганском направлении и даже Херсон. Однако после оглушительных побед, которые активно тиражировались президентом Владимиром Зеленским и его окружением, наступил период неопределенности. В России прошла частичная мобилизация, которая позволила стабилизировать фронт, и внезапно оказалось, что отвоевать населенные пункты можно, а вот удержать их – намного сложнее.

Бои в районе Бахмута (Донецкая область) продолжаются уже несколько месяцев, и на протяжении всего этого времени Киев бросает туда все новые и новые силы. Причем отправляют не только новобранцев, но и наемников, спецназ. Город явно не хотят сдавать, несмотря на выматывающие боевые действия. Но при этом украинские власти уже начали готовить население к тому, что в этом направлении победы может и не случиться. Например, Дмитрий Гордон, цитируя Арестовича, назвал регион "не стратегически важным".

Конечно, специально сдавать Бахмут Украина не собирается. Но человеческие ресурсы тоже не бесконечны, а данные о потерях ВСУ вызывают множество вопросов. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время своего выступления 30 ноября сообщила о 100 тысячах погибших украинских солдат. Эта цифра примерно повторяет данные о погибших и раненных Минобороны РФ, которые были озвучены еще в конце сентября 2022 года. Учитывая боевые действия в октябре и ноябре, безвозвратные потери могли возрасти, и тогда данные фон дер Ляйен выглядят вполне правдоподобно.

В Киеве с ними категорически не согласны. Уже на следующий день советник главы офиса президента Михаил Подоляк заявил, что глава Еврокомиссии ошиблась и, согласно данным Генштаба Украины, которые озвучивает президент Владимир Зеленский, украинские войска якобы потеряли от десяти до 12,5–13 тысяч человек.

Впрочем, как рассказал исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов в беседе с Baltnews, если фон дер Ляйен заявила об общих потерях, то есть с учетом раненых, пленных, цифра примерно коррелирует с заявлениями Киева о 10–15 тыс. безвозвратных потерь. Так что тут особенных противоречий нет. До августовского контрнаступления безвозвратные потери оценивались в 7 тыс. для ВСУ и 10 тыс. для ВС РФ.

"Но сама история с заявлением главы Еврокомиссии показательна. Сменился тренд с save ukraine и демонстрацией ужасов войны на иной – демонстрацию успехов украинского и западного оружия. И тут, конечно, озвучивать пугающие цифры не в кассу. Интереснее показывать улыбающегося Зеленского из отвоеванных ВСУ городов", – заметил Данилов.

"Что до Бахмута – это важнейший транспортный и, прежде всего, железнодорожный узел. Сдавать его ВСУ так простота не будет. Да и вообще не стоит недооценивать ВСУ, а также мобилизационный резерв Украины и уровень поддержки им со стороны Запада в форме амуниции, вооружения, советников", – добавил он.

Политолог отметил, что мобилизационный резерв Украины (призыв новобранцев дважды в год) позволяет закрыть текущие потери и наращивать численность вооруженных сил: "Рассчитывать на то, что ВСУ поистреплется, устанет, выбьется – наивно. В нынешней ситуации позиционной войны – такого Вердена XXI века – боевые действия могут продолжаться сколько угодно. Хоть 10 лет", – заключил он.

Взять можно, удержать – сложнее

Военные действия Украина сможет продолжать еще долго, особенно если они будут вялотекущими. Однако над этой страной назрела другая проблема – население стремительно покидает территорию, а экономика грозит обрушиться.

Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, еще в мае 2022 года Незалежную покинуло почти 6 млн жителей, еще 8 стали внутренними переселенцами. Зимой число беженцев вырастет еще больше, ведь условий для проживания в украинских городах уже почти нет – половина страны обесточена.

По отчетам Государственной службы статистики Украины, ВВП страны в 2022 году снизится на 32%, инфляция и безработица достигнут 30%. Промышленность в руинах, а сельское хозяйство, согласно данным Центра исследований продовольствия и землепользования KSE Institute, потеряло около $23 млрд.

Пока Зеленский и правительство Джо Байдена делают вид, что все хорошо, Украина побеждает, многие эксперты даже на Западе понимают, что официальная версия событий не совпадает с реальностью. С начала СВО Украина потеряла примерно 20% своей территории, и как минимум 22% украинских сельскохозяйственных угодий находятся под контролем России.

Незалежная банально истощается, причем не как боевая единица – оружием ее как раз накачивают – а как государство. Выгодоприобретатели у этой ситуации тоже есть – американские оборонные предприятия, политики и аналитические центры, получающие заказы за счет военных действий на Украине.

Для других положительного в этой ситуации мало. Европа страдает от последствий антироссийских санкций, жители Украины бегут из страны. Сегодня все чаще звучат призывы к переговорам, которые могли бы остановить этот конфликт. Об этом осторожно высказываются некоторые европейские политики, лидеры общественного мнения, вроде Илона Маска. Однако никаких подвижек нет и, скорее всего, не будет до тех пор, пока у Украины есть возможность продолжать военные действия.

"Дискутировать с киевским режимом невозможно, да и ненужно. Совершенно неважно, какие потери понесла украинская армия, – 100 или 13 тысяч. Даже если потери будут колоссальными, диалога не получится. В Киеве рассказывают, что российский истребитель можно сбить банкой огурцов, сброшенной с балкона, и включают в официальную пропаганду миф о призраке летчика, который может похвастаться нереальной результативностью", – отметил профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в беседе с Baltnews.

"Конечно, когда-нибудь эта пропаганда ударит по Зеленскому, Залужному, Арестовичу, но не очень скоро. Западные СМИ могут критиковать их или задавать неудобные вопросы уже сейчас. А вот когда украинцы задумаются о том, что, несмотря на все "успехи", победы нет, пропаганда обернется против нынешней власти", – добавил он.

Пока киевский режим еще наслаждается славой, которая свалилась на их плечи после захвата Херсона. Никто не говорит, как тяжело для ВСУ далась эта победа, как и том, что этот город эвакуируют из-за ведения боевых действий. Зеленский с командой скромно умалчивают, что взять город мало, нужно его еще и удержать, а с этим могут возникнуть проблемы.

В издании The American Conservative считают, что украинская военная машина не в состоянии удержать контроль над Херсоном, а все сентябрьские и октябрьские украинские наступления зашли в тупик. ВС РФ укрепляют свои линии обороны и резко наращивают боевую силу, в то время как киевский режим опирается только на призывников.

Конечно, это не помешает Незалежной продолжать боевые действия, отправляя на фронт все новые и новые силы. Мысль о том, что сражаться будут до последнего украинца не нова, но очень хорошо отображает реальность. Вопрос только в том, когда именно останется этот "последний украинец".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме