Кролик совершенно не подходит на роль символа нового года

Кот с новогодней игрушкой
© Sputnik / Наталья Селиверстова

Анатолий Ядов

Наступающий год черного водяного кролика будет определенно больше похож на год злопамятного, зловредного кота, способного нагадить вам в ботинки.

Жителям Эстонии и в целом всего Евросоюза придется, вероятно, с горечью убедиться в том, что астрологи вводили их в заблуждение, когда утверждали, что наступающий год черного водяного кролика принесет людям добро, дружелюбное общение, деликатность и романтические отношения. Ничего такого в крупных масштабах, к сожалению, не предвидится, а вот проблем и потерь в экономике и политике будет предостаточно.

Прежде всего надо напомнить, что астрологи не уверены в том, какое именно животное олицетворяет наступивший (или только предстоящий по восточному календарю) год. Вероятно, правы все же не китайцы с их загадочным кроликом, а вьетнамцы, утверждающие, что наступает год кота.

Вполне вероятно, что применительно к родной Поднебесной кролик обеспечит все те приятные вещи и события, которые обещает его правление, но на европейцев кроличья благодать явно не прольется. Приходится рассчитывать только на кота, который вообще-то тоже очень разным бывает. Но даже домашний кот – это хищное животное с независимым характером, внешне часто мило выглядящее на фото и в видеороликах, но способное нагадить в ботинки обидчику. Да, кот определенно больше подходит на роль символа 2023 года, чем некий совершенно незнакомый эстоноземельцам ушастый обитатель водоемов.

Тем более, что если следовать рекомендации премьера Эстонии Каи Каллас получать знания не посредством образования и консультаций с экспертами, а с помощью "погуглить" (именно так глава правительства выясняла, какое количество людей на планете говорит по-русски, и, может быть, не только это "откровение" она почерпнула на просторах глобальной сети), то подтверждений существования водоплавающих кроликов и вовсе не найти. Поисковик после введения слов "черный водяной..." сразу выдает "крыса".

Прогнозы экономистов и политологов на предстоящий год противоречивы и туманны, практически единственное, что их роднит, – мрачный тон и подозрения насчет большего, чем сейчас можно ожидать, количества сюрпризов, наподобие тех, что оставляют в ботинках злопамятные коты.

Из числа наиболее свежих экономических предсказаний, звучащих из уст людей, вроде бы имеющих представление о том, чего ожидать, более всего цитируют директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристалину Георгиеву. Заявившую в новостной программе телеканала CBS "Лицом к нации", что наступивший год будет "тяжелее, чем год, который мы оставили позади" и что Европе придется особенно нехорошо. Не очень-то ясный прогноз, надо отметить. Особенно если учесть, что "тяжелое" для Европы означает "очень плохое" для Эстонии, которой удается в последнее время иметь самые худшие в европейском альянсе показатели, в частности, инфляции. Будут ли они еще более печальными? Вряд ли.

Похоже никто, кроме кота, не знает, что же теперь делать

Тем не менее эстонские промышленники, топливные компании и аграрии признаются, что не могут сказать ничего определенного относительно цен и количества рабочих мест, за исключением того, что первые будут расти, а вторые – сокращаться. И практически все они поругивают правительство, считая его противодействие кризису неэффективным, что, очевидно, означает, что дела в стране идут все хуже. Государственные чиновники высказывают надежды на некоторое улучшение ситуации во второй половине кошачьего года.

Что же касаемо предположений в области геополитики, то тут и вовсе сослаться не на кого. Вся "экспертная мысль" Эстонии сосредоточена на предположениях о ходе, сроках и итогах украинского конфликта, на мало обоснованных соображениях относительно планов и возможностей России. В результате местный читатель, имеющий возможность окольными путями следить и за российскими новостями, теряет доверие к эстонским средствам массовой информации.

В западноевропейских государствах Евросоюза, кстати, аналитики и политические обозреватели в большинстве своем тоже не блещут свежими идеями, но продолжают говорить о необходимости поддержки Киева, "сражении в защиту демократии", одновременно осторожно прощупывая почву насчет возможности как можно скорее договориться с Москвой о мире и пугаясь насчет перспектив дальнейшего существования НАТО и Евросоюза. Из чего рядовому эстоноземельцу довольно сложно сделать вывод о реальных настроениях и планах Запада.

Очевидное тупиковое положение европейской (а также американской) внешней политики, надо думать, и побуждает серьезных западных публицистов обращаться к каким-то иным источникам мудрости, включая наследие очень старого, но по-прежнему ясно мыслящего Генри Киссинджера. Можно спорить относительно его прошлого вклада в искусство внешней политики и установление "справедливого" мирового устройства. Но он однозначно никогда не был другом Москвы, что делает разговор с ним безопасным для западных журналистов, рискующих рабочим местом при малейшем намеке на "понимание позиции Путина". А кроме того, ровесник эпохи Киссинджер в силу преклонного возраста обладает редкой для политика его уровня возможностью более-менее прощального беспристрастного взгляда на происходящее. Ранее, на встрече, организованной в октябре прошлого года Советом по международным отношениям, он заявлял, что "в интересах Европы и Запада, в целом, чтобы Россия не чувствовала себя полностью изолированной и исключенной из системы международных отношений. Диалог между Россией и Западом должен быть продолжен". Чем вызвал недовольство и яростную критику "ястребов".

Не порадовало их и новое осмысление книг и мыслей Киссинджера, проанализированных в недавней публикации в The Wall Street Journal. Поскольку по большому счету сводятся они к тому, что старик считает нынешнее поколение западных политиков дураками. Причиной обострения международной ситуации и роста напряженности стали плохое образование, популизм и деградация культуры "глубокой грамотности", вызвавшие дефицит истинных государственных деятелей.

Можно было бы такого рода выводы принять за стариковское брюзжание на тему "в наше время трава была зеленее, небо голубее, а слоны крупнее", но Запад и сам признает, что в таком кризисе, с каким он сейчас столкнулся, он не был многие десятилетия, и что со всем этим делать, не очень ясно себе представляет. Что ж, кот им в помощь, а на доброго, дружелюбного кролика рассчитывать явно не стоит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме