Вашингтон заставил Нидерланды отказаться от сделок продажи Китаю оборудования и технологий производства продвинутых микрочипов. По сути дела подписан картельный сговор, составленный для того, чтобы любым способом сдержать развитие китайской электронной промышленности. И никто из его участников не поинтересовался мнением на этот счет Брюсселя и всего Евросоюза в целом, хотя, вероятнее всего, ответные меры Пекина причинят ущерб не только голландцам, но и другим странам альянса.
Вероятнее всего, в очередной раз униженный пренебрежительным отношением своего ключевого союзника, Соединенными Штатами, Евросоюз в очередной раз промолчит. Брюссель, у которого запросили комментарии некоторые европейские издания, заявил, что не хочет комментировать сообщения о сделке, но остается в "тесном контакте" со странами альянса и союзниками по вопросам контроля экспорта. А Берлин ответил, что считает подписанное соглашение внутренним делом Нидерландов.
Хотя на самом деле там вряд ли так думают, поскольку очередной выпад Вашингтона против его ключевого, как он считает, противника и конкурента, вряд ли останется без ответа. И ответ Пекина затронет не только голландцев, поскольку нанесенный американцами удар крайне чувствителен. Разработка и производство новых, современных микрочипов – ключевое условие победы в гонке IT-отраслей, совершенствовании искусственного интеллекта, оборудования для космических программ, выпуска новейших вооружений.
Нидерланды под давлением США заключили в Вашингтоне соглашение об ограничении продаж передовой техники для производства микрочипов в Китай, что не позволит мировому лидеру производства принтеров для чипов, голландской компании ASML, что-либо продать китайским покупателям. Достигнута договоренность о политическом соглашении, в котором участвует еще и Япония, где выпускается аналогичное оборудование. Технологическая война между двумя крупнейшими экономиками мира выходит на новый виток, и США вынуждают Евросоюз в ней участвовать, вопреки его собственным намерениям.
И альянс вновь бессилен что-либо предпринять против бесцеремонного трансатлантического союзника. Так же, как и раньше, он подчинится. Так случилось, например, в неприличной истории с американским запретом на использование оборудования для систем связи 5G китайской Huawei под угрозой санкций, что причинило значительный ущерб многим европейским операторам связи. Включая, кстати, и прибалтийские компании, которые также вынуждены были подчиниться, хотя выдвинутые американцами против китайцев обвинения в закладке шпионских функций в аппаратуру и программное обеспечение так и остались недоказанными.
Любым способом затормозить развитие китайской IT-отрасли
Нидерланды сдались Вашингтону без особого сопротивления, продемонстрировав миру слабость Евросоюза, его неспособность противостоять диктату "старшего партнера" и защитить отдельные государства альянса от такого диктата. Кроме того, как отмечает в частности Politico, США нарушили Вассенаарские договоренности, заключённые в 1996 году в Голландии более чем тремя десятками стран с целью усилить контроль над передачей обычных вооружений и товаров и технологий "двойного применения".
Одним из ключевых положений этого договора было требование о "добровольном" обмене информацией между участниками о поставках или отказе в поставках таких товаров и технологий в третьи страны. Ни Амстердам, ни Вашингтон не озаботились сообщить союзникам о подробностях заключаемого между ними сговора против Китая.
В конце минувшего года министр внешней торговли Нидерландов Лие Шрайнемахер заявляла в ответ на вопросы о переговорах с американцами о том, что они остаются исключительной компетенцией самих Нидерландов. Премьер-министр страны Марк Рютте недавно подтвердил эту позицию, сказав, что его правительство "координирует свои действия со всеми, но, в конце концов, это, конечно, национальная компетенция". Другие западноевропейские столицы пытались оказать влияние на Амстердам, но очевидно "доводы" Вашингтона оказались куда весомее, чем мнение европейских союзников и Брюсселя
Голландская компания ASML, крупнейший мировой производитель литографического оборудования для микроэлектронной промышленности, необходимого, в том числе для изготовления сверхбольших интегральных схем, микросхем памяти, флеш-памяти, микропроцессоров, завязан на поставки компонентов из Германии, Бельгии и Франции. Которые, насколько известно, своего согласия на прекращение контактов с китайскими отраслевыми компаниями не давали.
Хотя, по словам министра Лие Шрайнемахер, она их пыталась склонить к тому, чтобы партнеры поддержали Нидерланды. Очевидно, закулисные антикитайские интриги у американцев получаются намного лучше, чем у голландцев. Но сомнения и колебания европейских промышленных "тяжеловесов" не означают, что они принципиально против запрета на продажу китайским компаниям "чувствительного" оборудования и технологий. Им приходится в скандальной ситуации с голландской ASML и действиями Вашингтона, как говорится, "сохранить лицо при плохой игре" и что-то там говорить через средства массовой информации о "возмутительном поведении" американцев и несовершенстве общеевропейского законодательства, позволяющего жестче контролировать торговлю современными технологиями.
Что касается реакции Пекина на сговор американцев, голландцев и японцев, то предсказать ее довольно сложно. Его ответ на неумный "тайваньский демарш" Литвы был неожиданным и болезненным – Китай закрыл для литовцев возможность экспортировать свои товары, а заодно и товары других европейских производителей, использующих литовские комплектующие и материалы. Но ответ, несомненно, будет, и придется он в первую очередь не по организовавшим все это США, а по "податливым" европейцам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.