Страны Балтии присоединились к группе государств Евросоюза, потребовавших от Брюсселя ужесточения иммиграционной политики альянса.
В коллективном письме восьми европейских правительств предлагается реформировать процедуры предоставления убежища беженцам, сурово пресекать незаконную миграцию и усилить пограничный контроль.
Но очевидно главное, чего хотят добиться сторонники менее дружелюбной иммиграционной политики, так это согласия Брюсселя финансировать строительство пограничных заборов.
Содержание подобного рода писем на имя президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и главы Европейского совета Шарля Мишеля, по идее, считается конфиденциальным. Перед предстоящим саммитом Евросоюза Брюссель запрашивает мнения национальных правительств по тем вопросам, которые предполагается обсуждать. В данном случае – конфликтную и уже немало лет безуспешно обсуждаемую проблему иммиграционной политики.
Процитированное средствами массовой информации коллективное письмо Дании, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии, Греции, Мальты и Австрии дает все основания считать, что очередная попытка разрешить спор вновь получится конфликтной.
Поскольку сразу несколько европейских изданий и информационных агентств заявили, что воочию видели это послание в эксклюзивном порядке, то можно предположить, что текст письма раздавали прямо на улицах Брюсселя всем желающим. Конфиденциальность в Евросоюзе явно не в почете, так же, как и взаимное доверие, – любая переписка немедленно становится достоянием общественности, если хотя бы одна из сторон переговоров заинтересована в разглашении информации.
Таллин в данном случае точно не стал бы возражать против "утечки", так как партии, правящие партийной коалиции, очень озабочены скорыми парламентскими выборами, на которых их может существенно потеснить оппозиционная национал-консервативная EKRE.
Недавнее факельное шествие в Тарту в ознаменование подписания мира с большевистской Россией в 1920 году в очередной раз продемонстрировало популярность радикальных националистов у эстонского населения страны. И эта популярность среди потенциальных избирателей основывается, в частности, на ярко выраженной политике неприятия иммигрантов. Так что правительственные партии вполне могли соблазниться возможностью отобрать у EKRE немного голосов посредством подписания соответствующего содержания послания Брюсселю.
Анти-иммиграционные настроения нарастают не только в странах Балтии, но и во многих других европейских странах, население раздражено притоком "чужаков", включая и украинских беженцев, которых приходится кормить и благоустраивать в условиях инфляции, экономического кризиса и роста безработицы.
Требование ужесточить иммиграционную политику со стороны стран южных пределов Евросоюза вполне понятно – их вновь, как во время кризиса 2015 года, хотя пока и в меньших масштабах, захлестывает волна беженцев из Африки, Ближнего Востока и Азии.
По данным агентства пограничной и береговой охраны Евросоюза Frontex, в минувшем году на внешних границах альянса было зарегистрировано около 330 тысяч незаконных иммигрантов, что "на 64% больше, чем в предыдущем году". И лишь очень малая часть прироста нелегальных пересечений границ приходится на страны Балтии, что не мешает им выступать в роли ярых сторонников, в частности, упрощения процедуры выдворения, репатриации иммигрантов и усиления пограничного контроля.
Сторонников заборов становится все больше
Под ужесточением политики охраны границ понимается, в том числе и строительство долговременных заграждений или, проще говоря, заборов. Их уже немало возведено и в ряде стран на юге альянса, и на севере. Но Брюссель неоднократно высказывался против таких мер, отказываясь финансировать стройки по политическим соображениям и по настоянию правозащитных организаций.
Многие в Европе считают, что строительство заборов на границе противоречит Европейской хартии основных прав, соглашениям ООН и просто ценностям Евросоюза. Который по-прежнему считает разрушение Берлинской стены одним из основных исторических, символических деяний, позволивших объявить о начале новой истории Европы. Еврокомиссия готова финансировать оборудование границ средствами наблюдения и сигнализацией, но за столбы, сетку и проволоку платить не хочет.
Многокилометровые высокие пограничные заборы – вещь очень недешевая, но, как полагают сторонники именно такого способа борьбы с нелегальными иммигрантами, крайне эффективная. Хотя уже имеющийся опыт доказывает (как это, например, случилось в 2021 году в испанском анклаве Сеута на побережье Марокко), что в действительно критических ситуациях они не выручают – не выдерживают напора многих тысяч доведенных до отчаяния людей. Но те же страны Балтии по-прежнему не отказываются от намерения все же убедить Брюссель согласиться финансировать строительство долговременных ограждений.
Эту надежду разделяют не только те европейские столицы, что подписали послание Брюсселю. За ранее высказывались также Польша, Австрия и Нидерланды, вероятно с ними согласится и Швеция с ее новым правым правительством, ряд других государств альянса. "Мы хотим поддержать Болгарию в еще более эффективной защите границы. Болгария не может справиться с еще большим контролем в одиночку", – заявил канцлер Австрии Карл Нехаммер во время январского государственного визита в Софию.
По его словам, Болгария должна получить помощь в размере не менее двух млрд евро для строительства, среди прочего, забора на границе с Турцией. А комиссар Евросоюза по внутренним делам, шведка Илва Йоханссон говорила, что хочет найти "прагматичное" решение по пограничным заборам.
Глава крупнейшей фракции Европарламента, Европейской народной партии Манфред Вебер написал в Twitter, что "заборы в исключительных случаях не являются для нас табу. Мы должны навести порядок на внешних границах Европы. Как видно на примере Испании, Греции и Болгарии, могут потребоваться технические меры".
Вопрос заборов, как полагают многие европейские обозреватели, может стать одним из основных предметов обсуждения обновленной иммиграционной политики альянса. И вполне вероятно, что Еврокомиссия уступит давлению сторонников столбов с колючей проволокой, напуганных перспективой нового иммиграционного кризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.