Условие победы. Когда закончится СВО на Украине

Артиллеристы вооруженных сил РФ заряжают гаубицу "Мста-Б" в южном секторе СВО
© Sputnik / РИА Новости

Михаил Кузнецов

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Спецоперация по денацификации Украины продолжается почти год. Несмотря на успехи россиян на фронте, киевский режим все еще продолжает кидать украинцев в жерло войны. Что же приведет Киев к капитуляции?

В ходе спецоперации по денацификации территории бывшей УССР вооруженные формирования Украины несут существенные потери. Тем не менее, чиновники продолжают войну "до последнего украинца". Киев не останавливают ни полные кладбища, ни угроза экономического краха страны. Однако бесконечно неонацисты сопротивляться не смогут.

Демографический ресурс

С самого начала боевых действий киевские власти продемонстрировали, что не считаются с трудностями людей и готовы бросать их на гибель. Так, украинские боевики стабильно используют жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, а находящиеся там люди становятся фактически "живым щитом".

Вместе с тем для восполнения потерь военная машина Украины стала насильно призывать на службу десятки тысяч людей. Многократно были зафиксированы случаи того, как представители военкоматов обманом вручали случайным людям повестки, а порой и буквально догоняли их на улицах. Все это признаки высоких потерь и кадрового голода в ВСУ.

По оценкам ЦРУ, на 2022 год население Украины составляет 43, 5 млн человек. Но есть один нюанс: в американской оценке к Украине приписаны Крым, Донбасс, Херсонская и Запорожская области.

По разным оценкам, в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях проживало от 5 до 8 млн человек. Эти регионы воссоединились с Россией и, соответственно, речи о том, что там живет население Украины, уже не идет. Конечно, часть ДНР, Херсонской и Запорожской области все еще находится под оккупацией ВСУ, поэтому можно допустить, что с потерей этих территорий Украина лишилась не 8, а лишь 6 млн человек. При этом в Крыму и Севастополе проживает примерно 2, 5 млн человек.

Таким образом, только изъяв из американской статистики население территорий, которые Киев не контролирует, мы приходим к выводу, что в распоряжении украинского режима находится лишь 35 млн человек, что в 4 раза меньше населения РФ без учета новых регионов.

Вместе с тем, демографическая ситуация на территории Украины гораздо хуже: По подсчетам ООН, страну с февраля 2022 года покинули 7,8 млн человек. Это только по официальным данным. Сколько людей на самом деле пересекли границу, подсчитать не в состоянии никто – ни ООН, ни ЕС. В сухом остатке остается не более 27,2 млн человек.

Структура населения

Данные американского Международного института стратегических исследований свидетельствуют, что в структуре населения Украины мужчины в возрасте 15–19 лет составляют 2,4% (652 800 чел.), 20–24 года – 2,3% (625 600), 25–29 лет – 3% (816 000), 30–64 года – 24.4% (6 528 000) от общего населения.

Таким образом, максимальный мобилизационный резерв Украины составляет внушительные 8,6 млн человек. Можно допустить, что у киевского режима хватит людей на то, чтоб еще десятилетие загонять их под артиллерийские обстрелы. Вот только дело не сводится к уничтожению солдат как таковых.

Во-первых, вывод на фронт даже половины этих людей приведет к коллапсу государства. Их буквально придется вырвать из экономики страны. Кроме того, режим не может эффективно проводить операции с такой численностью военнослужащих. Так сколько же человек (или, как у классика, не людей, а фашистов) может выставить киевский режим?

Потери ВСУ в ходе конфликта

По разным оценка, за год СВО вооруженные формирования Украины потеряли от 150 до 200 тыс. человек только убитыми. Это составляет от 1,7–2,3% от всего числа мужчин, которых по закону можно мобилизовать в стране.

Численность армии – динамичная величина. Она может то увеличиваться, то сокращаться, но даже с учетом максимальной численности ВСУ в 700 000 человек потери выглядят чудовищными ­– 21,4% от общего состава. То есть, каждый пятый украинский военнослужащий уничтожен.

Несмотря на то, что киевские власти наверняка занижают потери ВСУ, данные в 150–200 тысяч уничтоженных боевиков косвенно подтверждаются как независимыми математическими моделями, так и сообщениями СМИ со ссылкой на разведку Израиля. Также цифры, оценивающие потери ВСУ в более 100 тысяч, ранее озвучивали как в Еврокомиссии, так и в Минобороны России.

В этот список не входят раненные, которых, как правило, приходится в 2–3 раза больше, чем убитых. Моссад оценивает число раненных в 234 тыс. человек, а в плен попало более 17 тыс. Пропавших без вести и не считали.

Пределы мобилизации

Здесь важно иметь в виду, что не все люди из обозначенных могут быть мобилизованы. Часть из них просто непригодна для службы по состоянию здоровья, другая часть необходима для функционирования всех систем страны: от торговли и сферы услуг до энергетики.

Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени составляет 0,5–1% от общего числа населения государства. При данном показателе Вооруженные силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства без ущерба экономической безопасности. В случае Украины это около 300 тыс. человек.

Считается, что в случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20%. Дальнейшая мобилизация может просто поставить страну на грань экономического краха. Так, на Украине можно мобилизовать порядка 6,5 млн человек, что уже поставит страну на грань пропасти.

Например, к началу 1945 года Красная Армия насчитывала в своем составе 11,3 млн человек при населении СССР порядка 170 млн человек. Это составляло всего 7% населения страны.

Как отмечают эксперты, подлинная цель мобилизации лежит не в бросании всех доступных средств, в том числе и людских, на фронт, а в том, чтобы война по возможности никак не затрагивала основную массу населения, занятую в экономической жизни страны, минимально сказывалась на функционировании народного хозяйства.

Как показывают многочисленные свидетельства из сети, киевский режим испытывает трудности с мобилизацией. Людей буквально догоняют по улицам и волокут в автобусы. Дошло уже до вручения "черных меток" на похоронах самих же солдат ВСУ.

Показательно, что генштаб Украины послал в Бахмут против ЧВК "Вагнер" 241-ю бригаду территориальной обороны. Она была составлена из женщин, пенсионеров, программистов и прочих добровольцев. Изначально бригада должна была заниматься исключительно тыловой деятельностью.

На основании этого можно сделать три вывода:

  • Реальные потери украинских боевиков с большой долей вероятности могут быть значительно – если не кратно – больше озвучиваемых цифр.
  • Из-за высоких потерь киевский режим не может остановить проведение мобилизации. Продолжать мобилизацию становится все труднее.
  • Киев ограничен в своих мобилизационных возможностях при номинально огромном числе мужчин, которых можно призвать. Это объясняется как общим сокращением населения, так и сопротивлением людей. Призывники всеми силами стараются избежать отправки на фронт.

Военная теория и практика

Вообще, в бою важна не столько сама численность армии, сколько количество снарядов и пуль, которые подразделение способно выпустить по врагу. Пехота, загнанная в окопы, без должной артиллерийской поддержки быстро становится "пушечным мясом" даже в обороне.

И хотя статистически атакующая сторона несет большие потери, для успешных операций не обязательно сгонять десятки тысяч солдат. В учебниках по военной теории прямо сказано, что добиваться благоприятного соотношения можно и нужно, перед атакой проредив число противников с помощью артиллерийской подготовки.

Таким образом, добившись перевеса в числе выстрелов, одна из сторон может нивелировать численное преимущество другой. Как видно, российские войска взяли эту тактику на вооружение. И она довольно быстро принесла плоды в виде хоть и медленного, но продвижения. При этом, украинские боевики несут значительные потери, что вынуждает киевский режим гнать в окопы все больше и больше людей.

Фактически, конфликт превратился не только в соревновании тактики и стратегии, но и гонку огневой мощи: артиллерия и авиация и танки снова зарекомендовали себя в качестве богов войны. Немаловажную роль играет и применение ударных и разведывательных беспилотников. В первую очередь представляется важным рассмотреть первые три категории вооружения.

Техническая база войны и западные поставки

С момента начала спецоперации Запад поставил Украине свыше 4000 единиц артиллерийских орудий, самолетов, бронетехники и других систем вооружения. Было передано 410 танков, порядка 3000 БТР и БМП, 925 машин с противоминной защитой, 300 буксируемых гаубиц, более 400 единиц самоходной артиллерии, 95 ракетных установок.

Также, согласно данным Bloomberg, на Украину были доставлены 14 штурмовиков Су-25, которые страны НАТО закупили в Болгарии, а четыре Су-25 были поставлены из Северной Македонии. Киевскому режиму также было передано 20 вертолетов Ми-17 российского производства, которые ранее предназначались для Афганистана.

В итоге, по данным Международного института стратегических исследований, на конец 2022 года Украина имела: 858 танков (плюс 1132 на хранении), порядка 2500 БТР и БМП, 1818 артиллерийских систем, более 200 самолетов. Куда же поставленное Западом "добро" делось?

Потери

По данным израильской разведки, украинские вооруженные формирования потеряли 302 самолета, 212 вертолетов, 2750 средств передвижения, 6320 танков и бронетехники, 7360 артиллерийских систем и 497 ЗРК.

Минобороны РФ дает иные сведения. За все время СВО уничтожено: 382 самолета, 206 вертолетов, 7789 танков и других бронированных машин, 1011 РСЗО, 4022 орудий полевой артиллерии и миномета, 8291 единица специальной военной техники.

Таким образом, западные поставки не оказывают критического влияния на уничтожение украинской огневой мощи. Если бы не поддержка США и их сателлитов, от украинской военной машины ничего бы уже не осталось, но поставки вооружений, специалистов, наемников и разведанных позволяют киевскому режиму продолжать уничтожать украинцев в окопах.

Заключение

Безусловно, все вышесказанное – лишь теория. В реальности ситуация может складываться лучше или хуже для каждой из сторон конфликта. Тем не менее сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что ключ к поражению киевского режима заключается в уничтожении огневой мощи ВФУ.

Именно тогда, когда вооруженные формирования Украины лишатся возможности вести артиллерийские дуэли и превратятся в мишени для русских летчиков и артиллеристов, процесс денацификации и демилитаризации бывшей УССР пойдет быстрее. Впрочем, к этому все и идет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме