Хорош союзник: ЕС полностью изолирует украинских фермеров

Уборка пшеницы
© Sputnik / Сергей Аверин

Илья Круглей

Тема: Зерновая авантюра Запада

История с запретом товаров сельскохозяйственной продукции из "Незалежной" в Восточной Европе получила продолжение, причем очень неприятное для Киева. ЕК готовится расширить запрет импорта на весь регион.

Вице-президент ЕК Валдис Домбровскис провел переговоры с представителями Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии по вопросу импорта продовольствия с Украины. По сути, это продолжение истории, которая началась еще в середине месяца, когда ряд восточноевропейских стран, пытаясь защитить собственных фермеров, запретил ввоз сельскохозяйственной продукции из Незалежной.

И что самое противное для украинского правительства, Еврокомиссия в этой истории явно не на его стороне. Против Украины вводятся санкции, хотя это и называется другими словами. Де-факто украинским производителям сельскохозяйственной продукции закрывают доступ к европейскому рынку.

Для них это очень плохая новость, ведь альтернативных рынков сбыта поблизости нет. От российского рынка Киев долгие годы сознательно дистанцировался по политическим причинам, а отправлять товары на другие континенты – дополнительные расходы, формирование логистических маршрутов, поиск новых покупателей, заключение контрактов. Все это время и деньги.

Не можешь остановить процесс? Возглавь его!

Напомним, 22 апреля Польша, Венгрия, Словакия и Болгария ввели временный запрет на импорт украинского зерна и других продуктов растительного и животного происхождения. Варшава даже запретила провоз таких продуктов по своей территории, если речь идет о транзите.

Параллельно с этим представители восточноевропейских стран отправили председателю ЕК Урсуле фон дер Ляйен письмо, в котором говорилось, что рост поставок из Украины зерновых, масличных культур, птицы, сахара, яблочного сока, ягод, меда, муки и макаронных изделий становится неконтролируемым и наносит сильный вред местным европейским фермерам.

Казалось бы, Еврокомиссия, которая всегда старалась помочь Киеву (особенно когда речь шла о финпомощи для противостояния с РФ и попросту для убийства россиян), должна была встать на сторону Киева. Потребовать от восточноевропейских государств терпеть и в ущерб себе (для Европы – это норма) продолжать скупать продукцию из "Незалежной". 

Увы, но ЕК, как отметила брюссельский корреспондент RMF FM Катажина Шиманская-Боргинон, готова пойти на уступки именно для восточноевропейских стран. Более того, наднациональная структура ЕС хочет расширить список товаров, запрещенных к ввозу с Украины.

Еврокомиссия официально согласилась запретить импорт пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника. В СМИ Старого света уже ходит информация о том, что неофициально под запрет попадут еще и другие товары из списка (яйца и мясо птицы).

Очевидно, что предыдущая инициатива ЕК оказалась для Польши, Венгрии, Румынии, Словакии и Болгарии недостаточной. €100 млн за отмену запрета на импорт зерна с Украины – это, конечно, предложение интересное, но, видимо, фермерам и политикам такой суммы мало.

Надо отметить, что Киев старается максимально использовать ситуацию. С марта 2022 года ЕС закупил у Украины (речь идет о поставках по суше) 57 млн тонн аграрной продукции с общей стоимостью в $27 млрд. Для сравнения: в 2021 году, по данным Государственной таможенной службы Украины, таких товаров было всего экспортировано на сумму около $30 млрд, причем это считалось рекордным показателем. По итогам 2021-го были зафиксированы самые большие в истории объемы экспорта пшеницы – 20 тыс. т, мяса птицы – 459 тыс. т, замороженных ягод и других фруктов – 76 тыс. т, макаронных изделий – 38 тыс. т.

Как оказалось, конфликт 2022 года не помешал нарастить объемы. Повторимся, $27 млрд выручки от экспорта агропродукции из Украины за 2022-й – это продажа товаров только в ЕС и только по суше.

Еще бы в Европе не поспешили закрыть ворота для такого повального потока товаров. Еврозона вообще привыкла работать по принципу, где каждой стране отведена своя роль, Кому-то можно продавать определенное количество оливок, кто-то поставляет фиксированный объем томатов, ряду стран можно продавать столько-то пшеницы, а у других свои квоты по экспорту рыбы и т. п. Украинские объемы попросту ломают всю эту конструкцию.

Спасаем своих, об Украине не думаем

Сегодня в ЕС никто не хотел бы сознательно навредить украинской экономике. Это и так бездонная бочка куда надо регулярно складывать европейские деньги ЕС, причем по сути, ничего не получая взамен, заметил политолог, председатель КРОО "Центр политического просвещения" Иван Мезюхо в беседе с Baltnews.

"Ситуация, связанная с запретом украинской сельхозпродукции, зрела не один день и месяц. Долгое время правительства восточноевропейских стран делали вид, что игнорируют критические замечания местных товаропроизводителей и фермеров. К примеру, руководство Польши не замечало фермеров, а изменило свое мнение только когда протесты переросли в политические манифестации. То же самое в Венгрии и ряде других стран региона", – заметил он.

Он подчеркнул, что по большому счету украинское зерно и другие типы агропродукции попали на рынок ЕС в обход многолетних установленных правил торговли с Еврозоной. Разумеется, это привело к дисбалансу спроса-предложения на рынке, "подвинув" компании Старого света от покупателя. Еврокомиссия обречена реагировать, причем выступая защитником именно стран ЕС, а не Киева.

"Что интересно, сами украинские власти, хоть и будут выражать недовольство, особой трагедии раскручивать, скорее всего, не станут. Во-первых, потому что все прекрасно понимают простую вещь – никто мнения Украины спрашивать не будет. Во-вторых, украинская экономика от этого уже завтра не обрушится полностью. Ее итак, по сути, нет. Она сейчас существует исключительно за счет финансовых вливаний от ЕС и США. Вот если они остановятся, то экономика страны перейдет на кустарный тип производства, как это сейчас происходит в Афганистане", – отметил Мезюхо.

"Украинским политикам гораздо важнее, чтобы шли деньги на войну, якобы помощь населению (а можно теперь еще и для фермеров). Таким образом, можно продолжать набивать себе карманы. Разумеется, о простом населении в этой стране чиновникам думать не принято. Президент Владимир Зеленский, кстати, попытается максимально капитализировать эту тему. Его аргумент будет максимально простым – дайте денег, чтобы сохранить наше сельское хозяйство, раз уж вы не покупаете агропродукцию", – считает политолог.

Кстати, еще вопрос, получат ли сами украинцы, работающие на полях, эти деньги. Финпомощь компаниям в сельскохозяйственной отрасли Незалежной со стороны ЕС или даже США и правда может быть выделена в перспективе. Только вот получат ее не совсем украинские предприятия. Благодаря земельной реформе, которую в свое время протолкнул Зеленский, три американских консорциума скупили 17 млн га украинских сельскохозяйственных угодий. Чтобы было понятнее – это больше, чем все сельхозугодия Италии или треть (170 000 кв. км) от всей площади Украины. Выходит, если Запад выделит деньги, то получат их, в конечном счете, американские компании.

"Действия Еврокомиссии направлены на укрепление общеевропейской идентичности и показывают искусственность солидарности с Украиной. Выяснилось, что когда дело доходит до реальных вещей, а не до обещаний поставок оружия (которого в требующемся количестве просто нет), то Европа не будет помогать Украине в ущерб себе", – сказал Baltnews политолог Андрей Тихонов.

"Безусловно, "эпоха COVID-19" показала, что ЕС может действовать абсурдно и работать на разрушение своей экономики, но до определенного предела. Судя по всему, повестка меняется – украинская тема постепенно отходит на второй план и будет заменена чем-то еще. Поэтому с Украиной можно не считаться и запретить импортировать ее товары. Тем более, что качество у них не соответствует европейским стандартам. На поставках оружия европейцы (в лице ВПК) только заработают, а от закупки украинской продукции страдает и без того многострадальный аграрный сектор", – добавил он.

В сухом остатке имеем следующее. Европа, по сути, вводит санкции против Украины, но не по причине каких-то уникальных многоходовок или заговора. Просто сложилась такая экономическая ситуация, при которой либо продукцию Киева изолируют, а значит, страдает он, либо этого не делают, но тогда страдают европейские фермеры. Это даже не вопрос политики, а банального выживания отрасли (своей или чужой).

В перспективе можно ожидать, что украинские продовольственные продукты и сырье будут пропадать из Старого света, поэтому рядовому потребителю в Польше, Словакии или даже из центрально- и западноевропейских стран не стоит надеяться, что продукты питания снизятся в цене. Европейские компании-гиганты в сельскохозяйственной отрасли рынок Киеву отдавать не собираются.

Винить тут конкретно украинское правительство или Еврокомиссию, которая объективно готовит очередной удар для отрасли Украины, нет смысла. Если и искать виновных, то только среди тех, кто спровоцировал ситуацию, при которой украинская продукция попала в прямую зависимость от европейского рынка. А эта логическая цепочка тянется далеко в 2014-й…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме