Премьер Эстонии "раскрыла" азиатам глаза на происки России. Получилось неубедительно

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас на открытии нового эстонского посольства и бизнес-центра в Сингапуре, 5 июня 2023

Анатолий Ядов

Главу эстонского правительства обвиняют в том, что она якобы постоянно отсутствует в стране только потому, что боится вернуться домой. Следует возразить критикам – она вроде как занята делом, только это никто не ценит.

На днях эстонские налогоплательщики с удивлением узнали, что глава их правительства отправилась в далекий Сингапур, где открыла эстонское посольство и приняла участие в ежегодной конференции "Диалог Шангри-Ла", посвященной проблемам безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. И даже произнесла там, неся свет "истины" отсталым (в ее понимании) азиатским политикам, речь на традиционную для нее тему пользы НАТО и злобных происков России. Так что же это за конференция и, главное, зачем глава правительства Эстонии в ней участвовала?

Сама по себе речь Каллас особого интереса не вызывает, поскольку стала очередной интерпретацией привычной премьеру темы, которую она активно эксплуатирует дома и на которой пытается сделать себе международную карьеру. Примерно то же самое она говорила недавно в Молдавии на саммите созданного с туманными целями Европейского политического сообщества. Причем в Сингапур Каллас направилась чуть ли не прямо из Кишинева. Собственно, именно частые и долгие отлучки премьера, а не хорошо всем известное содержание ее речей, и вызывают недоумение некоторых эстонских налогоплательщиков.

На родине премьера нашлись критики, выражающие в соцсетях недовольство частыми, дорогостоящими и порой непонятными с точки зрения смысла зарубежными визитами главы правительства. Смутьяны считают очередным свидетельством необоснованной склонности Каллас к отлучкам недавний визит премьера в Сингапур для участия в конференции по безопасности "Диалог Шангри-Ла". 

Объективности ради следует привести несколько доводов в ее защиту. Да, критики отчасти правы в том, что прибалтийские страны не имеют никакого отношения к проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона и что им для начала надо бы со своими собственными проблемами как-нибудь справиться. Справедливо и то мнение, что главе эстонского правительства, по большому счету, нечего было делать на этой конференции с таким многообещающим названием. 

Открытие посольства Эстонии в Сингапуре, пришедшееся как раз на время конференции – не такое уж большое событие, чтобы для этого требовалось присутствие целого премьера. Достаточно было бы и министра иностранных дел, которому тоже охота побывать в экзотическом городе за счет налогоплательщиков и наверняка обидно, что премьер его оттеснила. Но критики, конечно, неправы, утверждая, что эстонский премьер просто боится ехать домой, где ее с нетерпением ожидают парламентская оппозиция, правящая коалиция и кризис власти, а также муж и дети.

Стоит лишь немного подумать, и польза долгого отсутствия Каллас в Таллине станет очевидной. Ведь находясь вдали от собственного правительства, парламента и избирателей, она не имеет возможности сделать или сказать еще что-нибудь неприятное и вредное для своей страны. Не выступит с идеей повысить еще какие-нибудь налоги и урезать оставшиеся социальные пособия, следуя рекомендациям якобы всегда правых экспертов Международного валютного фонда, уже погубивших не одну экономику. 

А кроме того, в ходе визитов Каллас может рассказать значительно большему количеству свежих слушателей, какая гадкая эта держава – Россия и как умиротворенно и радостно стало жить в Эстонии после ее вступления в НАТО.

Над Таллином летают боевые вертолеты с вооружениями на крылышках, по дорогам страны ездят танки и бродят солдаты из союзных стран, оберегая мирный труд эстоноземельцев – или их бездеятельность, если иметь в виду растущее количество безработных.

Россия – последняя колониальная держава. Так считает Каллас

Не ввязываясь, однако, в полемику со смутьянами, критикующими Каллас, сосредоточимся на ее участии в сингапурской конференции. Точнее говоря, на некоторых откровениях, содержавшихся в ее речи. Ей, кстати, даже вопросы задавали и вовсе не на тему: "А что вы-то здесь делаете?" 

Каллас, в частности, обозвала Россию, помимо "империалистической", еще и "последней колониальной державой", что наверняка было обидно услышать Великобритании, и Франции, действительно имеющим, в отличие от России, "заморские территории", то есть колонии. Но нельзя же требовать от перегруженной обязанностями деятеля международного масштаба женщины-политика полной непогрешимости в фактах. 

Как-нибудь уж Эстония переживет недоумение присутствовавших, решивших, что в этой далекой Эстонии все повально плохо образованы и не готовятся к выступлениям должным образом.

Еще премьер Каллас заявила, что "на Украине на карту поставлены базовые принципы устава ООН и международного права, включая территориальную целостность и суверенитет государства". И что "Россия не хочет признавать роль малых стран в мировой политике, как не желает признавать их независимость и право принятия решений". 

Все это присутствующим довольно странно было услышать, так как им известно, что как раз именно Россия выступает за смену прозападного миропорядка на многополярный мир, в котором действительно будут учитываться интересы всех стран, включая малые. Но, судя по скептическим вопросам, заданным присутствовавшими на встрече, Каллас мало кого убедила в том, что все мировое зло сосредоточено в России.

Так же как и в том, что "НАТО является оборонительным альянсом, и, вопреки имперской теории России, расширение НАТО не угрожает ее безопасности". Во всяком случае ключевой участник конференции – Китай – с этим доводом не согласен.

Вообще-то участникам и гостям конференции порадоваться бы следовало участию Каллас. Главы правительств на этой очень специфической встрече обычно не присутствуют – на нее в силу ее специфики прибывают в основном министры обороны, включая и министров крупнейших западных государств, очень желающих поговорить с китайским коллегой, а также главы разведслужб. 

Ну, был еще премьер Австралии Энтони Албаниз, но ему как бы положено в силу близкого соседства и участия его страны в недавно слепленном американцами англосаксонском военном блоке AUKUS. Так что прибытие эстонского премьера на "Диалог Шангри-Ла" – случай почти уникальный, что должно вызывать гордость, а не критику у ее соотечественников, возмущенных размерами командировочных расходов главы правительства.

Вот и модератор пленарной сессии обосновал присутствие Каллас на конференции тем, что "центр гравитации европейской политики" якобы сместился куда-то на северо-восток Старого Света (модератор неопределенно-интеллигентно повел рукой в сторону Каллас, а может быть, в сторону сидевшего рядом министра обороны Германии Бориса Писториуса). Получилось, конечно, не очень убедительно, но присутствовавшим, возможно, этого было достаточно, чтобы уяснить причины появления Каллас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме