Игра на публику по-польски: зачем Варшаве референдум по мигрантам

Ситуация на белорусско-польской границе
Sputnik

Илья Круглей

Использовать "украинскую карту", заработать политические очки перед выборами, повысить безопасность в стране – это главные мотивы Варшавы. Противостояние с Брюсселем в этом случае – не самоцель, а просто инструмент, причем временный и весьма условный.

Польша еще в 2015 году, когда Евросоюз захлестнула волна беженцев (цифры варьируются от 1,5 до 2 млн человек), продемонстрировала явное нежелание подчиняться приказам Брюсселя и "впитывать" в себя мигрантов. Теперь же Варшава намерена не просто обострить противостояние с "ядром" ЕС, а в определенном смысле легитимизировать свою точку зрения с помощью референдума.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что в стране вскоре будет организовано народное голосование. Главный вопрос звучит так: "Поддерживаете ли вы прием тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки в рамках механизма принудительного переселения, навязанного европейской бюрократией?"

Правильно поступают наднациональные структуры ЕС, заставляя своих членов принимать беженцев или нет – вопрос отдельный. Но в данном случае даже сама постановка вопроса в глазах польской общественности уже демонизирует Брюссель, а того, кто проголосует "за", выставляет чуть ли не противником Польши.

Важно отметить, что сам по себе референдум, независимо от результатов его проведения, в юридическом поле ни Еврокомиссию, ни Европейский совет вообще ни к чему не обязывает. Решения своего они все равно не изменят. Страны объединения не должны выполнять прихоти Варшавы, какой бы референдум она не провела на своей территории, что вполне логично. С чего это вдруг 38 млн человек, проживающие в Польше, должны указывать, как жить 410 млн, живущим в странах ЕС?

Однако премьер-министр восточноевропейского государства, видимо, и не рассчитывает, что Брюссель в корне изменит миграционную политику для всех. Ему важно, чтобы исключение получила Варшава, а чтобы это было убедительно, надо хоть что-то предъявить. Получится ли у Польши?

Игра на публику по-польски

В видео, где Моравецкий говорил о проведении такого референдума, специально показали ролики уличного насилия в Западной Европе, где мигранты (и потомственные выходцы из Ближнего Востока и Африки) громят магазины, поджигают здания и машины.

Затем показывались фотографии с такими же сценами, в ходе которых закадровый голос лидера "ПиС" (правящая партия в Польше) Ярослава Качиньского задавал вопрос: "Вы хотите, чтобы это произошло и в Польше? Вы хотите перестать быть хозяевами своей страны?"

Все это шоу вполне логично укладывается в общую политику действующих властей, которые последовательно выступают против миграционной стратегии Брюсселя и вообще сделали эту тему главной на предстоящих выборах.

Польша была одной из немногих среди европейских государств, которые были против сделки, заключенной главами МВД стран ЕС в июне, суть которой – использование новых правил для равномерного распределения мигрантов в Евросоюзе. Сделку тогда большинство одобрило, но недовольны ей были только представители Польши и Венгрии. Еще бы Моравецкий в таких условиях не пытался сделать тему мигрантов основой в своей борьбе за власть.

В ходе референдума будут заданы и другие вопросы: поддерживают ли голосующие повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 для мужчин; приватизацию госпредприятий, ликвидацию барьера на границе Польши с Белоруссией. Однако наибольший ажиотаж разгоняется именно вокруг миграционной политики. А почему бы и нет?

Пенсионный возраст и приватизация – темы для Польши сугубо внутренние. Приватизация, в конечном счете, может навредить экономике, а повышение пенсионного возраста всегда население раздражало. Оба этих случая могут нанести урон по рейтингу "ПиС". На теме барьера на границе с Белоруссией много политических очков все равно не заработать.

А вот мигранты с Ближнего Востока и Африки – это уже совсем другое дело. На этом всегда можно поднять свои рейтинги. Причем и делать особо ничего не нужно. С одной стороны, решение в ЕС все равно уже принято. В соответствии с новыми правилами, каждая страна будет нести ответственность за прием определенного числа мигрантов. А те государства ЕС, которые откажутся это выполнять, будут вынуждены выплатить компенсацию. С другой стороны, как отметил в комментарии для Baltnews политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский, Брюссель давить на Варшаву все равно не будет по ряду причин.

"Это известный и давно отработанный политико-технологический прием – организовать референдум с нужными вопросами накануне или прямо во время выборов. Тут вам и повышение явки на голосовании, и формирование определенных настроений у электората. Важно понимать, что Брюссель не будет настаивать, чтобы в Польшу принудительно отправлялись десятки тысяч мигрантов из Ближнего Востока и Африки. В 2015 году ничего не вышло, как и после", – заметил Стремидловский.

"Разумеется, в наднациональных структурах понимают, что не выйдет и в этот раз. Не исключено, что Варшаве "засчитают норму" за счет украинских беженцев, которых она действительно очень много приняла. Может еще и посчитают в эту категорию трудовых мигрантов из Незалежной. А вот полностью саботировать новые правила на официальном уровне по мигрантам у Польши не выйдет. У нее даже союзников внутри ЕС слишком мало. Да, есть Венгрия, отчасти Чехия и может быть Словакия, смотря чем закончатся там предстоящие выборы. Но это слишком незначительная часть ЕС", – добавил он.

Станислав Стремидловский отметил, что тема мигрантов разыгрывается для "внутреннего потребления", а не в качестве реального инструмента борьбы с Брюсселем. Это игра на публику, а не готовность бороться насмерть с наднациональными структурами ЕС. Более того, "ПиС" всего несколько месяцев назад сама же инициировала некоторые нововведения, которые упростили взъезд в страну мигрантов. Это, кстати, происходит уже не первый раз.

В апреле 2023 года Польша стала раздавать так называемый fast pass – рабочую визу обладателям тех профессий и квалификации, которые имеют большой спрос на рынке труда страны. Ранее получить такой тип визы гражданам страны, не входящей в ЕС, было достаточно сложно. Благодаря нововведению процедура сильно упростилась. При этом в "ПиС" никакого референдума, призывающего это остановить, не организовали. Почему? А зачем, если на этом не заработать политических очков?

Модный тренд

Несмотря на то, что власти Польши спекулируют темой мигрантов, которая, кстати, сегодня самих поляков не так волнует, как та же пенсионная реформа или проблемы в сельском хозяйстве (из-за украинского дешевого зерна), интересен сам прецедент – организовать референдум, который изначально нужен, чтобы оспорить решение наднациональной структуры ЕС. Это уже каким-то "Брекситом" попахивает.

Конечно, никто не говорит, что Польша собирается выходить из ЕС. Это все-таки другой случай. Но речь идет об игнорировании общеевропейских правил как таковых. Юридически Польша внутри ЕС, но де-факто она многие общепринятые установки не соблюдает, причем не предлагая что-то взамен, а даже требуя для себя определенных преференций.

Взять хотя бы риторику Качинского, который заявил, что Германия должна выплатить Польше €1,3 трлн в качестве репараций за военные преступления нацистов во время Второй мировой войны. И это на фоне постоянных споров Варшавы и Еврокомиссии относительно реформы судебной системы Польши и санкций за использование одной из ее шахт, которая нарушает ряд экологических норм.

Все это в сумме опускает авторитет Брюсселя в глазах многих политических элит в Европе. Со временем многие поймут, что из "ядра" можно выбивать для себя определенные преференции, не боясь получить ответный удар. Более того, можно ведь спекулировать и темой беженцев именно с Украины.

Варшава с пользой для себя "впитала" огромный объем рабочих рук из Незалежной, сбалансировав ситуацию на собственном рынке труда. Почему бы другим странам вроде Словакии, Венгрии или Чехии не сделать то же самое? Заметим, что в референдуме, который готовит Польша, об украинских мигрантах ни слова. Только о выходцах из Африки и Ближнего Востока.

Сама восточноевропейская страна, по разным данным, приняла от 1 до 1,5 млн украинских беженцев. Эту "карту" она всегда может предъявить Брюсселю, и он, скорее всего, ее примет, а мигрантов из Африки направит в другие страны.

Как рассказал в комментарии для Baltnews главный научный сотрудник Института Европы российской академии наук Николай Межевич, руководство Польши ведет себя достаточно расчетливо. У страны есть богатый ассимиляционный опыт и применительно к украинцам, и к русским, и к белорусам и даже к немцам, хотя там немного сложнее.

"Оказавшись в польской среде, славяне достаточно быстро – во втором поколении так и вовсе гарантировано – полонизируются. Схожесть языка, культуры и традиций создает для этого отличные возможности. С другой стороны, поляки прекрасно знают, наблюдают и много пишут о проблемах, связанных с культурной цивилизационной целостностью в Германии и Франции. Поэтому они хотят, чтобы им в миграционные квоты засчитывали именно тех беженцев, которые приезжают с территории Украины или даже политических мигрантов из Белоруссии и РФ. В этом случае им не нужно принимать тех людей, которые не смогут ассимилироваться в Польше", – заметил Межевич.

На данный момент, по мнению профессора, Брюссель пока относится к этому достаточно сдержанно, но надо отметить, что именно Польша, а не Венгрия, Словакия или Чехия, научилась разговаривать с Брюсселем. Это значит, что нынешняя инициатива по использованию "украинской карты", чтобы не пустить к себе мигрантов с Ближнего Востока, может вполне сыграть.

"Теоретически такую же модель, завязанную на украинских беженцах, могли бы принять во многих странах. Даже в Германии. Однако сейчас ФРГ на это не пойдет, по крайней мере, при текущей модели немецкой власти", – заключил Николай Межевич.

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.  

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме