Брюссель вряд ли испугали или хотя бы встревожили прозвучавшие из Киева угрозы подать на Евросоюз жалобу во Всемирную торговую организацию, если ограничения на торговлю украинским зерном не будут отменены.
Срок запрета на продажу зерна в пяти приграничных союзных странах истекает в середине сентября, но их столицы требуют продлить эмбарго до конца года, обещая в противном случае сделать это в одностороннем порядке. Такого рода бунт в рядах союзных государств беспокоит Брюссель гораздо больше, чем пустые угрозы властей Украины, полностью зависящих от милости Запада.
Угрозы, "обрамленные" уверениями в дружбе и благодарностями за оказываемую военную и финансовую помощь, ранее прозвучали в комментариях Игоря Жовквы, замглавы офиса президента Владимира Зеленского. Они связаны с введенным Брюсселем по требованию нескольких восточноевропейских стран временного запрета на импорт украинской сельхозпродукции.
Чиновник президента сказал, в частности, что, если альянс или отдельные его государства еще раз продлят это эмбарго, "Украина оставляет за собой выбор правовых механизмов, как на это реагировать". В Киеве обоснованно полагают, что ограничения на ввоз зерна, рапса, подсолнечника и ряда других товаров противоречат подписанному Евросоюзом в 2014 году Соглашению об ассоциации.
На тот момент итог разразившегося между Брюсселем и возглавляемыми Варшавой восточноевропейскими столицами спора о продлении ограничений был еще не ясен. И Жовква был осторожен в своих обещаниях ответных мер, а вот прозвучавшая не так давно угроза заместителя министра экономики Украины Тараса Качки уже резче:
"При всем уважении и благодарности к Польше, в случае введения каких-либо запретов после [15 сентября] Украина подаст иск против Польши и ЕС во Всемирную торговую организацию. <…> Мы не намерены немедленно принимать ответные меры, учитывая дух дружбы и солидарности между Украиной и ЕС", – пояснил Качка, но добавил, что "системная угроза" интересам Украины "вынуждает нас передать это дело в ВТО".
Хотя эти обещания "мести" исходят от должностных лиц не первого ряда, сам факт того, что Киев решился угрожать Евросоюзу, снабжающему его деньгами и вооружениями, говорит об отчаянии Киева. Урожай, который Украина собирает в этом году, будет, как говорят эксперты, примерно в два раза меньше тех, что живущая экспортом аграрной продукции страна собирала до начала военного конфликта с Россией. Но это сейчас фактически единственный надежный источник валютных поступлений в бюджет.
Брюссель в знак солидарности с Киевом, как уже рассказывал Baltnews, подписал с ним соглашение, разрешив беспошлинный и неограниченный экспорт аграрных товаров в страны альянса, не подумав о том, как это отразится на состоянии региональных рынков.
Дешевое украинские зерно, подсолнечник, мясо птицы, рапс и кукуруза в результате осели в хранилищах Польши, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии и пошли там на продажу, обрушив местные цены и поставив местных фермеров на грань банкротства. Защищая их интересы, правительства пострадавших союзных государств ввели запреты на украинский импорт и потребовали от общеевропейских властей компенсации ущербов и восстановления импортных пошлин для украинских экспортеров.
Брюссель вынужден был уступить, выплатив 100 миллионов евро компенсаций и введя вместо односторонних уже централизованный запрет на украинский аграрный импорт. Срок этого ограничения уже один раз продлевался, второй истекает 15 сентября, но все те же пять стран альянса требуют еще раз продлить его до конца текущего года.
Брюссель меняет правила игры, если ему в ней грозит проигрыш
Страны Западной Европы и депутаты Европарламента осудили требования восточноевропейских союзников, убеждая Брюссель отменить запрет и вновь открыть весь общий рынок Европы для украинских продуктов. Пока они свободно поступают только в западные и южные регионы альянса, лишь транзитом следуя через закрытые для них пять пограничных стран. Конфликт еще более обострился после того, как президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала понять, что выступает за отмену эмбарго, а ее комиссар по делам сельского хозяйства, поляк Януш Войцеховски высказался в прямо противоположном смысле, отметив, правда, что выражает лишь свою личную точку зрения.
Кроме того, Варшава однозначно заявила, что сама, в одностороннем порядке продлит запрет, если Брюссель решит его отменить. Об этом сказал в июле министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус, напомнивший о том, что Варшава уже сделала это ранее, весной, и готова вновь пойти наперекор Брюсселю.
В этом-то как раз в Евросоюзе никто не сомневается – Варшава, где делами заправляют националисты партии "Право и справедливость", опирающаяся на консервативных сельских избирателей, не первый год состоит в перманентном конфликте с Брюсселем по самым разным поводам, что опасно расшатывает декларируемое им единство всех государств альянса. Накануне предстоящих Польше в октябре парламентских выборов националисты совершенно точно с готовностью и даже радостью пойдут на новый "виток" противостояния "диктату Брюсселя и Берлина".
И обострение этого конфликта, в котором, кроме Польши, готовы участвовать и остальные четыре восточноевропейские страны-"бунтаря", намного больше тревожит Брюссель, чем почти смешные угрозы Киева пожаловаться во Всемирную торговую организацию.
Украина, опутанная огромными долгами и полностью зависящая сейчас от милости Запада, естественно, ни в какие арбитражные суды обращаться не станет, а если вдруг от отчаяния и сделает это, то рассмотрение ее жалобы растянется на годы и ничего, кроме нового унижения и наказания за "неблагодарность" со стороны Евросоюза, не добьется.
Брюссель нередко винит третьи страны в нарушении тех или иных их обязательств и договоренностей, но сам он, по всей видимости, не видит такой уж большой беды в том, что отказывается от своих обещаний, данных Украине в Соглашении об ассоциации и договором о свободном ввозе сельхозпродукции.
Киеву, вероятно, и до этого прецедентного конфликта из-за зерна должно было бы быть понятно, что Брюссель будет щедро поддерживать его только до тех пор, пока это ему самому политически или экономически выгодно.
Парадоксально, но выходом из положения для Киева могло бы стать решение Брюсселя все же выполнить требование Москвы исполнить свою часть обязательств по так называемой зерновой сделке.
Если Евросоюз откроет для россиян возможность экспортировать морем их аграрную продукцию, отменив прямые и косвенные к тому препятствия, Москва может вновь вернуться к соглашению о безопасном проходе для зерновозов из и в черноморские украинские порты. Тогда значительную часть нового урожая украинцы смогут экспортировать морем, сократив вывоз свое аграрной продукции через пограничные страны Евросоюза, которые таким образом избавятся от угрозы перенасыщения своих рынков украинским зерном.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.