Депутат Нарвского горсобрания и пока еще член Центристской партии Михаил Стальнухин в интервью эстонским журналистам рассказал, что власти в Эстонии заблаговременно готовились к сносу советских памятников в Нарве, объявив это дело приоритетным на фоне чудовищной инфляции, остановки предприятий одного за другим и прочих экономических и социальных потрясений.
Более того, власти заранее знали, что непременно уберут из Нарвы любимый горожанами Т-34, и все разговоры о компромиссе оказались уловкой, чтобы нарвитяне не торопились с решениями и не изменили ненароком планы властей.
"Правительство вроде бы дало Нарве возможность самой принять решение, и это то, что мы хотели сделать 15 августа. И то, что было предложено, было компромиссным вариантом. Что мы не будем спешить, а возьмем на себя обязательство подготовить концепцию нового военного музея в Нарве и согласовать технические вопросы. Это была поправка, которую мы предложили горсобранию, но мэр Нарвы понимала, что при таком варианте она не найдет поддержки даже в своей коалиции. Но теперь мы знаем, что у правительства уже все было готово. Техника была на месте, полицейские жили в Кесклиннаской гимназии, которая сейчас на ремонте", – сказал Стальнухин.
И продолжил: "Люди знают, что рабочих привезли, они находились в Нарва-Йыэсуу, и даже гранитные таблички, которые появились на месте разоренных памятников, были заранее изготовлены. Это означает, что подготовка к 16 августа шла несколько дней, может быть, недель. <...> к 20 августа определенно необходимо было наконец одолеть этих "красных" там, в Нарве, что позволило бы много и красиво говорить о том, как Эстония решает свои самые важные проблемы".
Стальнухин отметил, что, помимо этого, город Нарву шокировало уничтожение двух памятников на Петровской площади в Нарве: "<...> в общей сложности в Нарве удалили пять памятников и два в Нарва-Йыэсуу. У реки стоял камень, на котором было написано, что это место, где погиб лейтенант Графов. Этот камень разломали так, что люди плакали, глядя на это видео. Я сам наблюдал, как на Петровской площади снимали [мемориальные] доски. Все эти вещи, которые убрали, – в них нет коммунистической пропаганды, нет никакой идеологии. Там рассказывалось о тех людях, которые погибли на войне".
Стальнухин напомнил, что недалеко от Нарвы, в Вайваре, стоят памятники погибшим членам СС – валлонам, бельгийцам, 20-я дивизия СС: "В самой Нарве есть т.н. немецкое кладбище, которое содержится в порядке и т.д. Речь идет о том, что эти люди погибли, и среди них было абсолютное большинство тех, кто вообще не хотел войны, кто был вынужден воевать, потому что это был вопрос выживания".
Одним словом, вандализм эстонского руководства стал, по выражению Стальнухина, "холодным душем" для нарвитян. Более того, уже известно, что власти не остановятся на этом – съему подлежат мемориальные таблички на домах, и улицы Нарвы, носящие не угодные правительству имена, также ожидают перемены.
"Люди внешне не показали эту волну эмоций и не сделали ничего, чего ужасно хотело бы правительство, чтобы кто-то начал сопротивляться, и тогда можно было бы пролить кровь, а затем получать медали за свою храбрость и т.д. Но люди все это помнят, и с этими эмоциями дело обстоит так, что они находятся внутри нас и никуда не исчезают", – сказал Михаил Стальнухин.
Он также напомнил журналистам, что во Второй мировой войне СССР, США и Великобритания выступали союзниками в рамках Антигитлеровской коалиции, что эта коалиция боролась с фашистской Германией, которая так же не была одинока – на ее стороне воевали Италия, Япония и ряд других европейских стран: "Вы можете говорить о "красных" памятниках, но я говорю о том, что они были союзниками, союзными силами. Что может быть против этого? Когда это была мировая война и тот же цивилизованный мир, который мы видим сейчас, ясно противостоял Гитлеру".
По мнению Стальнухина, глумиться над теми, кто боролся с фашизмом, – это какая-то чудовищная глупость, нелогичность. На аргумент журналиста о том, что на танке Т-34 нарисована красная звезда, политик возразил: "Для того, чтобы закрасить эту звезду зеленой краской, не обязательно было красть этот танк и ломать этот постамент. Скажите прямо, что вам не нравится эта красная звезда, хорошо, давайте договоримся, мы выкрасим ее в зеленый цвет. Ее больше не будет видно. Или выкрасим ее в белый цвет. Я не думаю, что вы имеете что-то против белой звезды, на американском флаге их целых 50 штук".
"Вопрос в том, что никто не хотел разговаривать с городом по вопросам организации жизни в городе. В течение 30 лет все было тихо, и вдруг возникла необходимость организовать в стране вот такой погром. Я это прекрасно понимаю. Правительство, которое не может справиться с экономическими и социальными проблемами, хочет организовать маленькую победоносную войну. Оно ее организовало", – отметил депутат.
Стальнухин подчеркнул, что с защитниками политики нынешней власти в Эстонии ему точно не договориться, – эта власть и ее приверженцы живут "в рамках одного нарратива". На аргумент о том, что журналист защищает западный мир, поскольку является его гражданином, а есть еще и восточный мир, Стальнухин ответил: "Западный мир, сколько ни называй его единым, – это самообман. Я прошу прощения. Я, наверное, несколько вышел за рамки приличий. Но я с большим интересом наблюдал в субботу в прямом эфире за тем, что происходило в Праге. 70 000–100 000 человек вышли на улицы, чтобы рассказать о своих бедах. Со своими конкретными требованиями. Показывает ли это то же самое единство? Не портит ли это ту картинку, о котором все время говорят, что западный мир един?".
И как быть с тем, что в рамках одной страны, одного, как утверждается, народа власти "вообще не хотят разговаривать с частью этого народа; не хотят давать никаких объяснений, все только в императиве"?.
Стальнухин также отметил отсутствие в Эстонии возможности создать какую-то политическую силу для людей, которые выступали против событий в Нарве: "В демократическом обществе обычный гражданин имеет право высказывать свое мнение один раз в четыре года, когда он ходит на выборы. <...> У нас есть определенный [политический] спектр справа до центра, но левых партий у нас вообще нет".
Что же касается Центристской партии, в которой собрались решать вопрос с членством Михаила Стальнухина, по словам депутата, долгие годы было несомненным плюсом умение понимать, "что люди могут по-разному думать по различным вопросам".
Действительно, Центристская партия Эстонии долгие годы успешно для себя балансировала между нарастающей в Эстонии русофобской политикой властей и сохранением своего электората, для которого в немалой степени имело значение то, что для "демократии" Эстонии стало как красная тряпка для быка. Однако жить враскорячку долгое время нельзя – рано или поздно приходится выбирать, какую ногу придвинуть – правую или левую.
Похоже, Центристская партия свой выбор уже сделала. Напомним, авторитетные в прошлом центристы поспешили осудить Стальнухина за то, что тот назвал вещи своими именами – власти Эстонии ведут себя как фашисты Германии в 1930-е годы.