В среду, 23 ноября, в латвийских СМИ появился материал местного журналиста, который рассказал о плачевном положении в стране, на фоне которого уже без малого два месяца не может сформироваться новое правительство. При этом, если посмотреть на новости мейнстримной прессы и послушать официальных спикеров, складывается впечатление, что в Латвии дела идут просто замечательно.
Напомним, что на прошедших в начале октября парламентских выборах победила партия "Новое единство", которая, как подчеркнул журналист Абик Элкин, "последние четыре года и руководила страной", намекая на достигнутые ею результаты. А результаты таковы:
– Латвия отстает по всем показателям от своих ближайших соседей – Эстонии и Литвы, и при этом негативная разница с ними постоянно увеличивается;
– по уровню минимальной заработной платы – 500 евро – Латвия занимает в Евросоюзе предпоследнее место – "ниже минималка только в Болгарии";
– Латвия – единственная страна ЕС, где зафиксирован спад экономики – то есть третий квартал 2022 года завершен с отрицательным ростом ВВП;
– бюджетный дефицит в Латвии превышает средний показатель по всему ЕС – 7,1% от ВВП против менее 3% у остальных стран;
– инфляция перевалила за 20%, выше – только в Эстонии.
При этом жители Латвии уже вынуждены всерьез экономить на самых разных сферах жизни, в стране растет доля тех, кто испытывает депрессивное состояние.
Так что новому правительству, которое почти два месяца никак не может сформировать, придется решать непростые вопросы. Абик Элкин подчеркнул, что нынешний премьер-министр Кариньш теперь уже точно не потеряет свое кресло, так как "получил номинацию от главы государства спустя восемь недель после начала переговоров по созданию правящей коалиции", что "такой долгой паузы со стороны президента в новейшей истории Латвии еще не было".
Напомним, что в начале ноября правительство в Латвии с горем пополам все-таки почти сформировалось, однако поделить министерские портфели не удалось, и многие эксперты предсказывали даже создание новой коалиции с новым премьер-министром. На эту роль прочили, в частности, Эдгарса Ринкевичса. И тогда в процесс включился глава государства.
Как считают многие эксперты, президент Левитс сознательно тянул время, требуя представить прежде правительственную декларацию, чтобы продемонстрировать общественности свои жесткость и требовательность за восемь месяцев до следующих президентских выборов. "И хотя главу государства выбирают депутаты, тем не менее они могут не рискнуть голосовать за очень непопулярного в народе президента", – заметил журналист.
Также причина медлительности президента может скрываться в попытке повлиять на то, что правительство будет делать в экономике, в других важных сферах. При этом, как оказалось, Левитс не ожидал, что процесс создания правительства так затянется. Теперь можно ожидать, что кабинет Кариньша будет утвержден Сеймом в первой половине декабря. Но ожидать, что появление правительства в Латвии изменит текущие условия и совершит прорыв в экономике, не приходится.
"Фактически правительству нужно действовать шаг за шагом. Первостепенная задача – принять хотя бы бюджет на следующий год! Велика вероятность, что в новый год страна войдет с "техническим" бюджетом. Какой уж тут экономический рост! Затем необходимо будет предпринять меры по обузданию инфляции. Посмотрим, что в этой связи предложат правящие политики в правительственной декларации. Это пока еще неизвестно. Но известно другое – что власти, скорее всего, делать не будут", – отметил Абик Элкин.
А не будут снижать НДС на продукты питания и другие налоги – из-за категоричной позиции "Нового Единства". Не будут, скорее всего, повышать необлагаемый подоходным налогом минимум. Это все следует из дефицита бюджета, который почти стопроцентно будет немалым – 3,4% от ВВП. В таких условиях правительство вряд ли согласится на сокращение планируемых налоговых поступлений в казну.
В итоге Латвии остается надеяться лишь на благоприятные внешние факторы, а именно: "что прекратится война, что восстановятся логистические цепочки и производственные циклы, нарушенные сперва пандемией, а потом войной, что завершится в ЕС энергетический кризис, что на уровне Брюсселя удастся обуздать инфляцию". Вопрос, когда это все наступит.