Кружок по интересам "Откат": Минобороны Латвии не вылезает из коррупционных скандалов

Артис Пабрикс

Петр Сологуб

Латвийские политики занялись крайне выгодным бизнесом – подготовкой к войне. Все по классике: многомиллионные контракты, крохотные фирмы, мутные схемы.

Подготовка к войне – есть ли бизнес прибыльней? "Нет", – уверенно отвечает Минобороны Латвии, одновременно счищая с мундира грязную подноготную очередной коррупционной сделки.

Многомиллионный контракт был доверен крохотной фирме, восьмикратно взвинтившей цены. Но министр обороны Инара Мурниеце вины не признает, валит на предшественника и, доказывая патриотичность, обещает довести расходы на оборону до 3% от ВВП намного ранее обещанного срока.

Как последний стал первым

История с продовольственным контрактом на 200 миллионов евро, заключенным Минобороны, заслуживает того, чтобы попасть образцом в настольную книгу коррупционера. От нее пахнет откатами и мошенничеством сильней, чем от солдатского ботинка после многокилометрового марш-броска.

Все началось осенью 2021 года, когда никому не известная крохотная фирма, зарегистрированная в сельской глубинке (рыбацкий поселок Роя), Zītari LZ вдруг выиграла тендер на снабжение продуктами всей латвийской армии в течение пяти лет, а также на создание продовольственного запаса на случай войны. Общая сумма контракта – 220 миллионов евро (без НДС) с правом увеличения ее на 50%, то есть до 330 миллионов евро.

Как такое могло получиться? Ведь в тендере на первом этапе участвовали такие известные компании, как Sanitex и Резекненский мясокомбинат, многократно проверенные прежние поставщики продуктов питания для армии. Их масштабы несопоставимы со смешными размерами темной лошадки – точней, темного пони, выигравшего этот забег. Для сравнения: в 2021 году оборот компании Sanitex составил 411 млн евро, а Zītari LZ – полмиллиона евро. Есть разница?

Но главное – в отличие от прочих претендентов, у Zītari LZ вообще ничего нет: ни своих складов, ни своего пищевого производства, ни нормального грузового автопарка. А что есть? Столовая в Талси, бистро в Рое, пиццерия в Вентспилсе, все – уровня "привокзальный буфет". С их помощью хилая компания еле держалась на плаву. Если в 2019 году ее прибыль составила жалкие 31 800 евро, то в 2020 году она вообще работала с убытками: минус 62 399 евро. Кабы не помощь государства, в ковидный период Zītari LZ точно потонула бы.

Каким же образом компания-задохлик ухитрилась выиграть выгоднейший многомиллионный тендер у лидеров рынка? А очень просто. Условия конкурса были специально составлены так, что лидеры сами отказались от участия.

"На протяжении длительного времени мы являемся одним из крупнейших поставщиков продуктов питания для всего госсектора, в том числе и для Национальных вооруженных сил. Однако после изучения предложенных условий в этой закупке мы пришли к выводу, что проект договора закладывает слишком большие риски, а суммы штрафов непропорциональны велики", - пояснил причину схода с дистанции Карлис Абеле, член правления Sanitex. Так же решили и другие крупные компании.

В итоге до финала дошли два самых маленьких по обороту участника закупки: Zītari ZL и Lanekss. При этом Lanekss неожиданно вздула расценки за свои услуги до небес, затребовав в 40 раз больше, чем конкурент. Мания величия? Нет, обычный кулуарный договорняк, только очень нагло и грубо сработанный. Это как если бы в договорном матче команда, взявшаяся проиграть, даже не удосужилась для виду попинать мяч, а сразу упала на спину, картинно дрыгая ногами.

Вот так фирма Zītari LZ стала счастливым обладателем контракта на 200 миллионов евро. Что за такие деньжищи ей предстояло делать? Только одно – быть посредником. Zītari LZ должна была через электронную платформу искать для армии поставщиков. Тех, кто, в отличие от нее, что-то делает реально: производит еду, продает еду, привозит продукты, хранит запасы.

То есть Zītari LZ заполучила в свои руки огромную власть выбирать, кто из бизнесменов ей люб, а кому давать от ворот поворот. Честнее было бы сразу поменять название на ООО "Откат".

Отлично сознавая все это, крупнейший латвийский производитель зерновых продуктов Dobeles dzirnavnieks сразу отказал Zītari LZ в сотрудничестве. Озвученная причина: в проекте договора, который новоиспеченный посредник предложил Dobeles dzirnavnieks, не были определены зарезервированные объемы продуктов, зато закладывались гигантские штрафы за несвоевременную поставку товара. Еще интереснее было условие, чтобы Dobeles dzirnavnieks держал у себя для армии большие запасы, но при этом Zītari LZ вовсе не гарантировал, что они будут куплены.

"Dobeles dzirnavnieks не понимает роли компании, которая в закупке является победителем, поскольку предложенный ими проект договора предусматривает передачу всей ответственности производителю", – так пояснил производитель зерновых свое нежелание иметь дело с новым посредником Минобороны. Дипломатичная формулировка, суть которой: вы что там, совсем обурели?

Армейские гешефты

Кому же принадлежит сия удачливая контора? Совладельцев Zītari LZ является адвокат Модрис Супе. Ранее он жертвовал деньги политобъединению "Развитию/За!" (Attīstībai/Par!). И, надо же, какое совпадение: именно к "Развитию/За!" принадлежал и Артис Пабрикс, который в 2021 году (и вплоть до конца 2022 года) являлся министром обороны.

А вот еще интересный факт: в уже сформированную комиссию, которая должна была определить победителя тендера, спустя несколько недель вдруг дополнительно ввели адвоката Валдиса Вернера. Вернер – важная персона в политобъединении "Развитию/За!", консультирующий ее министров, и на тот момент работал в канцелярии министра обороны. То есть это был человек Пабрикса, который (вопреки обычной практике) не только участвовал в заседаниях комиссии, но и влиял на конечное решение.

Налицо и такой факт: в прошлом году обеспечение всех подразделений Национальных вооруженных сил продовольствием обошлось в 8,5 млн евро. Исходя из суммы пятилетнего контракта очевидно, что теперь эта сумма подскочила больше чем в пять раз. Даже с нынешней инфляцией такое увеличение невозможно обосновать. А уж в 2021 году, когда 220 миллионов евро (с перспективой на увеличение до 330 миллионов) впервые появились в контракте, эту сумму не объяснить вовсе.

Собственно, министр Пабрикс и не собирался никому ничего объяснять. Он вообще был уверен, что история с переводом всех закупок на крохотную сомнительную фирмочку сойдет ему с рук. И не такое сходило!

Ведь еще свеж осенний скандал, когда в публичное пространство утекли подробности контракта на 72 миллиона евро. Речь шла о производстве боеприпасов для латвийской армии – их доверили фирме Vairog EU, у которой цены были выше в четыре раза, а нужное оборудование вообще отсутствовало.

В итоге сроки контракта фирма провалила, но Минобороны не обиделось. Вместо того, чтобы стрясти за срыв поставок стратегического товара предусмотренные договором 3 миллиона штрафных евро, доброе министерство продлило срок еще на год. Это благодушие подействовало на фирму Vairog EU интересным образом: она не сертифицировала ни один тип боеприпасов в соответствии со стандартами НАТО, зато освоила аванс в восемь миллионов евро.

А была еще закупка офицерских сабель почти на полмиллиона евро (495 867,77)! Журналисты не поленились и подсчитали, что на такую сумму можно вооружить в 12 раз больше офицеров, чем выпустила Академия Национальной обороны за последние два года.

Зачем заказывать сабли целыми штабелями? Ответ напрашивается только один: чтобы фирма WILCO, получившая этот щедрый заказ, могла отстегнуть откатные деньги организатору заказа – главе Минобороны.

Вообще разнообразные версии сказки о Золушке, когда захудалая фирма-замарашка вдруг воспаряет в небеса с шикарным контрактом в руках – почерк Артиса Пабрикса. В прошлом году латвийцы собрали 900 тысяч евро: хотели купить Bayraktar за 5 млн евро для украинской армии, да пыл иссяк. Эти деньги почему-то оказались в руках Пабрикса, вручившего их латвийской компании Atlas Aerospace с наказом сделать для Украины 45 дронов. Пресса сразу полезла смотреть: что за фирму выбрал Пабрикс? Принадлежит гражданину Израиля Ивану Толчинскому и чрезвычайно убыточна: в 2020 году ее убытки составили 2,6 млн евро, в 2021 году они увеличились до 4,6 млн евро. Так что Пабрикс опять спас чей-то бизнес – и, конечно, с пользой для себя.

Выполним и перевыполним

Нет сомнений, Пабрикс собирался и дальше повелевать финансовыми потоками. Отсюда и такая топорная работа при заключении сделки с Zītari LZ, когда довольная физиономия истинного выгодоприобретателя видна за версту.

Да вот незадача, на осенних выборах в парламент партия, от которой он выдвигался, Attīstībai/Par!, с треском провалилась. Фактически тем самым люди показали этой партии в целом и Пабриксу в частности, что они думают обо всех его последних идиотских инициативах, и особенно – о возвращении латвийцам такого подарочка, как всеобщая обязательная военная служба.

Сегодня на посту министра обороны хозяйничает Инара Мурниеце (радикалка из "Нацобъединения"). Неожиданный выплеск в публичное пространство скандала с контрактом на 220 миллионов евро задел и ее. Ведь шитый белый нитками тендер, начавшийся в 2021 году, закончился подписанием контракта в декабре 2022 года – как раз, когда Мурниеце заняла свое кресло. Как же она такое пропустила? Основываясь на этом факте, оппозиционная парламентская фракция партии "Латвия на первом месте" требует ее отставки.

Вот почему Мурниеце громче всех теперь кричит "держи вора". Хотя вначале явно рассчитывала замять скандал. Контракт с Zītari ZL она назвала "неприятным наследством" и назначила служебную проверку. Первое, что та выявила: оказывается, сумма контракта на 220 миллионов евро вообще не предусматривалась бюджетом Национальных вооруженных сил!

"Таких денег нет в оборонном бюджете. Это одно из самых грубых нарушений, выявленных в закупке. Мы видим, что этот договор подписали ряд должностных лиц, и удивительно, как это вообще было возможно", – заявила Мурниеце, добавив, что все документы переданы правоохранительным учреждениям.

Нет сомнений, что ощущает новый министр себя очень неуютно. Демонстративно счищая грязь с ведомственного мундира, она бряцает оружием даже более воинственно, чем ее предшественник.

Не обходится без глупостей. "Латвия должна быть готова противостоять любой агрессии и угрозам в течение как минимум десяти дней", – заявила Мурниеце во время обсуждения концепции национальной обороны Латвии. Эта цифра сразу всех заинтриговала. Почему десять? Дюжина – тоже хорошее число. А восьмерка – счастливая цифра у китайцев. Но главное: что будет после этих "десяти дней, которые потрясут Латвию"? Понятно, что за это время заезжее западно-эмигрантское руководство страны успеет собрать чемоданы и свинтить туда, откуда прибыло. А остальным-то что делать?

Но главное, что придумала Мурниеце – взять повышенные обязательства и не только выполнить, но и перевыполнить наказ США касательно максимальных инвестиций в оборону. Если ранее планировалось, что Латвия выйдет на вожделенные 3% от ВВП в 2027 году, то с приходом Мурниеце на должность все может случиться значительно раньше. Ибо она раскатала варежку на очень дорогостоящие проекты – от закупки противокорабельных ракетных комплексов NSM (Naval Strike Missile) до приобретения ракетно-артиллерийских комплексов Himars. И топает ножкой, требуя доставить их как можно скорей.

Безусловно, эти закупки потребуют значительно больше вложений, чем те, что делал проштрафившийся Пабрикс. Но к Мурниеце претензий не будет. Ведь ее поставщиком станет американский военпром, чьи цены, условия и предложения априори выше любых подозрений.

А простым гражданам, у которых не спрашивают, готовы ли они тратить такую уйму денег на армию, придется все это проглотить. И мысли по поводу, есть ли бизнес прибыльней, чем подготовка к войне, им лучше от себя отгонять. Потому что ответ звучит совсем ужасно. Конечно, есть такой бизнес – это сама война.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме