Дайте денег, родина в опасности: зачем Латвии обязательный призыв

Министр обороны Латвии Артис Пабрикс
© Sputnik / Sergey Melkonov

Петр Сологуб

Министр обороны Латвии Артис Пабрикс смог вернуть армию по призыву – Сейм за пару дней до выборов концептуально поддержал его идею.

Латвия бодрой рысцой несется в сторону всеобщей воинской обязанности. За пару дней до выборов Сейм концептуально поддержал проект закона о службе государственной обороны (СГО).

На возвращение армии по призыву у страны нет ни финансовых, ни технических возможностей, ни офицерских резервов, ни соответствующей инфраструктуры.

Но это нисколько не испугало инициатора идеи – министра Артиса Пабрикса, убежденного, что расходы на оборону должны стать в госбюджете главной графой.

С шашкой наголо

Так замечательно устроиться, как это сделало Министерство обороны, в Латвии еще никому не удавалось. Все прочие ведомства могут только позавидовать. Пока министры здравоохранения, благосостояния, образования – да любой сферы – тихо стояли с протянутой рукой, либо умоляюще трясли государство за полу, напоминая об отраслевых нуждах, Пабрикс не просил – требовал.

И правительство всегда охотно шло ему навстречу. Это на больных, стариков, детей, науку (список можно продолжать и продолжать) властям жалко средств. А оборона – святое!

Сегодня крохотная Латвия с населением в 1,8 миллионов человек тратит на оборону 758,35 миллионов евро в год. То есть день прошел – минус 2 миллиона евро. Но Пабриксу этого было мало. В январе он радостно объявил, что правительство решило увеличить бюджет Минобороны с нынешних 2,2% до до 2,5% ВВП к 2025 году.

При этом, как именно тратит деньги Минобороны, известно мало: с каждым годом ведомство закрывает от посторонних глаз все больше информации. Это позволяет творить что душе угодно. Так, например, если раньше латвийские Национальные вооруженные силы (НВС), как и армии других стран НАТО, закупали боеприпасы через открытые тендеры, то при Пабриксе, занявшем пост министра в январе 2019 года, эта практика прекратилась.

Как утверждает журналист и писатель-документалист Лато Лапса, "с того времени Минобороны заключило тендеры на несколько сотен миллионов на закупку боеприпасов без проведения тендера, и эти щедрые контракты достались двум компаниям – финской Patria и латвийской Vairog EU".

Но скандал не только в отсутствии конкурса. Оказалось, что фирма Vairog EU, собирающаяся производить для латвийской армии боеприпасы (на 72 миллиона евро, на минуточку!), нужного оборудования не имела, производство наладить не сумела – и к оговоренному сроку (концу 2021 года) поставку стратегически важного товара провалила. В договоре на такой случай оговорен штраф в 3 миллиона евро, однако Минобороны без штрафа продлило срок еще на год. По сведениям Лапсы, фирма Vairog EU сейчас провалит и этот срок, так как до сего дня не сертифицировала ни один тип боеприпасов в соответствии со стандартами НАТО. Зато аванс в 8 миллионов евро она уже освоила.

В общем, удивительного поставщика, чьи цены на отдельные позиции товаров превышают рыночные аж в четыре раза, выбрало руководство Минобороны! Поэтому Лапса подал   заявление в Бюро по борьбе с организованной преступностью.

Да только нет сомнений – Пабриксу это сойдет с рук. Как сошла с рук другая недавняя закупка Минобороны: офицерские сабли почти на полмиллиона евро (495 867,77 EU). Журналист Александр Шунин, обративший на это внимание, подсчитал, что ими можно вооружить 1016 офицеров – это в 12 раз больше, чем выпустила Академия Национальной обороны за последние два года.

Зачем заказывать сабли штабелями? Надеялись, что это компенсирует непоставленные боеприпасы? Ответов нет. Ясно только, что еще одна фирма (на этот раз – латвийское ООО WILCO) с щедрой руки руководства Минобороны совершенно необоснованно получила солидный куш.

И не последняя. Вот сейчас латвийцы в патриотичном угаре собирали деньги, чтобы купить для украинской армии турецкий Bayraktar. Сбор начался посреди жаркого августа, и деньги сначала сыпались дождем. Но по мере того, как на улице холодало, а коммунальщики озвучивали новые тарифы, накал патриотизма снижался. В итоге вместо требуемых 5 миллионов евро собрали 900 тысяч.

Распределять их взялся неожиданно министр Пабрикс – хотя к сбору ни малейшего отношения не имел. Он заявил, что вместо Bayraktar купит дроны латвийской компании Atlas Aerospace. Пабрикс уже посчитал: хватит на 45 штук – кстати, они уже готовы к отправке. Посол Украины попытался было встрять, что лучше один ударный беспилотник, нежели кучка летающих видеокамер, да только кому его мнение интересно?

Пресса сразу полезла смотреть: что за фирму выбрал Пабрикс? Оказалось: существует всего седьмой год, принадлежит гражданину Израиля Ивану Толчинскому и в своем "производстве воздушных и космических аппаратов" чрезвычайно убыточна. В 2020 году оборот составил 1,561 млн евро, а убытки – 2,610 млн евро. В 2021 году оборот снизился, а убытки увеличились до 4, 615 млн евро. Так что решение министра Пабрикса стало для Atlas Aerospace воистину спасением.

Да, мечты сбываются – об этом не понаслышке знает также финская компания Patria, которой Пабрикс заказал изготовить специально для Латвии шестиколесные броневики. Почему именно этому производителю? Он не котируется среди профессионалов, и продукция его известна лишь относительной дешевизной. Но это тот самый случай, о котором говорит пословица "дешева рыбка – погана юшка". Один только проморолик уже вызывает массу вопросов.

Зачем Patria заставляет пулеметчиков в своем броневике высовываться для стрельбы из-под брони аж по пояс – чтоб лучше попасть под пули вражеских снайперов? Почему в корпусе отсутствуют бойницы – чтобы сидящим внутри нельзя было ни отстреливаться, ни увидеть, откуда летит снаряд? Почему моторный отсек расположен вверху и не изолирован – чтобы его точно залило, если броневик будет переправляться через водное препятствие? Почему у броневика нулевая плавучесть (корпус лишь на 20 см возвышается над водой) – чтобы утонул даже при самой легкой волне?

Но пока специалисты задавали вопросы, Пабрикс подмахнул с Patria многомиллионный договор на ближайшие 10 лет.

В общем, умеет этот человек повелевать финансовыми потоками, что и говорить. Хотя, по мнению Пабрикса, это не потоки, а так – ручейки. Иное дело – реформа Национальных вооруженных сил, предусматривающая возвращение в Латвию всеобщего призыва. Вот где можно озолотиться: настоящий Клондайк.

Отставной козы пулеметчик

Итак, как будет выглядеть реформа Национальных вооруженных сил?

Суть ее в том, чтобы через армию прошла практически вся молодежь в возрасте от 18 до 27 лет. Исключения есть, но их немного: это те, кто сидит (отбывающие наказание за тяжкое преступление), те, кто лежит или еле ходит (носители серьезных заболеваний), отцы-одиночки, люди с двойным гражданством, уже отслужившие в армиях других стран.

А остальным придется выбирать – идти в армию на 11 месяцев или оттрубить с перерывами в течение пяти лет в Земессардзе. Студент вуза? Неважно – будешь служить. Живешь в другом государстве? Плевать – придется приехать для службы. Имеешь два гражданства и никогда не служил? В латвийскую армию бе-гом!

Чтобы молодежь не сбежала из страны сразу после принятия закона (в Литве в 2016 году случилось именно так), решено внедрять его постепенно, на мягких лапах. Первый призыв запланирован уже через три месяца – в январе 2023 года, и он будет добровольным. Набрать планируется лишь 1 тысячу человек. Потом призыв станет добровольно-принудительным. Ну, а с 2028-го цацкаться уже не будут. План озвучен: привлекать не меньше 7500 молодых людей в год.

Кстати, профессиональная армия тоже останется – а вы как думали? Таким образом, к 5000 профессионалам-контрактникам прибавится 7500 призывников, и латвийская армия увеличится больше чем в два раза.

Что думают об этом сами профессионалы? Да ничего хорошего. Вот комментарий Игоря Раева, бывшего командира сухопутных сил Латвии: "Да, мы увеличим наши потенциальные резервы, но это не те резервы, которые нам реально нужны и которые мы сможем использовать в случае конфликта. В существующих подразделениях должности специалистов всегда будут заполнять профессиональные солдаты. А солдаты срочной службы будут "помощниками пулеметчика". Даже если мы десять лет станем призывать людей в эти подразделения, у нас будет огромное количество помощников пулеметчика, но не будет ни одного пулеметчика".

Еще интереснее, что думает об этом условный бухгалтер. Потому что увеличение расходов Минобороны должно быть просто ошеломительным. Надо строить казармы (и закупать туда койки-тумбочки-шкафы, столы-стулья-скамьи), возводить сопутствующую инфраструктуру (от столовых до прачечных) – в общем, создавать новые военные базы под ключ. Призывников следует обуть, одеть с ног до головы (летняя форма, зимняя форма), снабдить оружием и боекомплектом. А еще их надо кормить. А еще их надо лечить (новые госпитали, оборудованные санчасти). А еще им полагаются выплаты (300 евро в месяц и компенсация 1100 евро после окончания службы). А еще им положена соцстраховка и медстраховка.

Во сколько же обойдется вся эта радость? Минобороны уже подсчитало и рапортует: 800 миллионов евро. Поэтому министерство на голубом глазу просит довести оборонные расходы постепенно до 3% ВВП страны. Да, всего лишь 9 месяцев назад оно говорило про 2,5% от ВВП к 2025 году. Ну, так вы посмотрите, что в мире творится!

"Скажите спасибо за эту идею [президенту России Владимиру] Путину!" – сразу начинал вопить Пабрикс, когда кто-то заикался, что Латвия не потянет такие расходы. Прямо как в известном стихотворении, Пабрикс "с именем этим ложится и с именем этим встает". "Российская угроза" для него – отличное финансовое обоснование любых трат.

Вопросы без ответов

На самом деле, даже запрошенная Пабриксом цифра недостаточная.

Дело в том, что еще пять лет назад Министерство обороны (тогда им руководил Раймонд Бергманис) прикинуло и сделало вывод: введение обязательного призыва не только потянет серьезные расходы, но и значительно ослабит Национальные вооруженные силы. Латвия – слишком маленькая страна, чтобы позволить себе содержать сразу две армии – профессиональную и срочную.

К слову сказать, озвученные сегодня Пабриксом 100 миллионов евро в год на содержание каждой тысячи призывников – устаревшие цифры, выведенные по ценам 2017 года. А теперь все выросло в разы.

Но дело не только в этом. "Деньги – не единственный аргумент, – разъяснял бредовость возвращения срочной службы в Латвии представитель Минобороны Каспарс Галкин все в том же 2017 году. – Восстановление обязательного призыва потребовало бы полного использования ресурсов профессиональной армии и Земессардзе, так как для обучения призывников необходимы офицеры и инструкторы. Это, в свою очередь, означало бы, что Национальные вооруженные силы по крайней мере на три-пять лет потеряют свою боеспособность".

Тот же вопрос во весь рост встает и сегодня: кто будет заниматься призывниками? Где брать офицеров, военных инструкторов? Оголять для этого профессиональную армию?

А где взять врачей, которые будут определять годность-негодность призывников к строевой службе? Минобороны ловко придумал взвалить эту обязанность на семейных врачей. А чтобы исключить злоупотребления и подкупы, перепроверку непригодных поручить Центральной медкомиссии Национальных вооруженных сил (ее придется увеличить). Хочется спросить – а вы самих врачей спросили? В Латвии у "семейных" нагрузка – по 2500 пациентов на нос (и это не предел). У них полные коридоры очередей из пожилых и хронически больных людей. Когда врачи будут заниматься вашими новобранцами?

Вопросы, вопросы… Их задают самые разные специалисты вплоть до юристов. Так, законопроект об СГО резко раскритиковала руководитель юридического бюро Сейма Дина Мейстере. "У парламента явно отсутствует самоуважение, – сказала она. – Я не понимаю, как можно принимать что-то некачественное, столь плохо подготовленное в таком концептуальном и существенном вопросе, который в данный момент затрагивает интересы всей страны".

Действительно, спешка, с которой Пабрикс и его однопартийцы по Attīstībai/Par! ("Развитие/За!") пропихивали возвращение срочной службы в Латвии, просто ошеломляла. Сырой, ни в чем не продуманный законопроект был выставлен на заседании комиссии по обороне Сейма за два дня до выборов. Но, поворчав и многократно выразив свое "фи", комиссия таки одобрила его в первом чтении. Попробуй возрази – и получишь на лоб клеймо непатриота. Как за тебя избиратель проголосует через два дня?

В общем, на выборы Пабрикс шел с уверенностью в завтрашнем дне. Он метил от своей партии на пост премьера. На худой конец, рассчитывал сохранить нынешний пост. Оба варианта дали бы Пабриксу возможность участвовать в распиле бюджета Минобороны, которые резко возрос его стараниями.

Однако министра ждало жестокое разочарование. Его партия "Для развития/За" еле-еле подползла на брюхе к пятипроцентному барьеру и не сумела его преодолеть – не хватило 0,03 процента!

Безусловно, это был привет не только от избирателей-учителей (спасибо партайгеноссе Муйжниеце – министру образования), но и от родителей учеников – будущих новобранцев.

Можно представить, какие чувства обуревают сейчас Пабрикса, который, получается, расчистил поляну не для себя. Как заявил он в интервью передаче "Панорама" на LTV, его партия вынесла на себе всю тяжесть непопулярных, но таких нужных Латвии реформ, за что и поплатилась. "Мы заплатили за это дороже всего, а "Новое Единство" получило больше всего", – выплеснул Пабрикс горькую обиду.

Ну что сказать? Не один ты тут пропентагонский ястреб с соколиным прицелом на бабло. Другие тоже рвутся создавать армию, перед которой вздрогнет Россия, а если не получится – просто навариться. Так что с интересом смотрим, кто следующий заполучит в мыльном сериале под названием "Дайте денег, родина в опасности!" главную роль…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме