Ряды украинских войск и национальных батальонов продолжают пополнятся иностранцами, которые едут на Украину не только на заработки, но и по идеологическим неонацистским убеждениям. Как отмечает в разговоре с Baltnews Бенес Айо, находящийся сегодня на линии фронта, иностранных наемников на Украине с 2014 года становилось все больше и больше. А сегодня их тысячи.
– Много ли иностранных бойцов в рядах ВСУ? Из каких стран едут?
– С 24 февраля на Украину прибыли более 7 тыcяч наемников из более чем 60 стран мира. Значительная часть боевиков имеют польские, английские и американские паспорта. Несколько меньше здесь немцев, латышей, литовцев, эстонцев, турок, арабов, французов, словаков, грузин. Есть даже наемники из Австралии!
Они имеют несколько категорий. Одни числится на контрактах в частных военных компаниях. Особенно много таких среди поляков, есть даже подразделения, состоящие из них. Также под наемников маскируются военнослужащие различных армейских структур из западных стран. Здесь они зарабатывают себе боевой опыт, и это для них престижно.
Есть, конечно, и классические искатели приключений, которые приехали за острыми ощущениями и впечатлениями. Это самая большая категория. Этим вообще все равно, за кого воевать.
Безусловно, большинство едет зарабатывать деньги. Это уже как раз подразделение ВСУ, и денежное довольствие им платит Украина. Оно выше, чем у военнослужащих остальной украинской армии, и варьируется от 1500 до 3000 евро в месяц в зависимости от военной специальности и занимаемой должности. Плюс бонусом они отдельно получают доплаты за военные успехи – например, подбитый танк или сбитый самолет.
Интересно, что сама Украина напрямую не несет издержек на содержание этих подразделений. Они получают помощь со всего Запада, как правило, это деньги Госдепа США, либо каких-то западных специальных служб. Из них и финансируются все эти "наемнические организации". Это миллиарды долларов! Последний американский транш составил 40 миллиардов, из которых огромная часть уйдет на содержание иностранных наемников, воюющих на Украине.
– Много ли американцев воюет на Украине?
– Да, в рядах ВСУ встречаются и наемники американской частной военной компании Academi, более известной под своим старым названием Blackwater. В составе ЧВК Academy воюют не только американцы, но и граждане других стран: представители Academi привлекали в свои ряды бывших военных и полицейских из Южной Америки.
Отмечу, что иностранные бойцы на Украине испытывают острую нехватку оружия и информации. Так, один французский наемник рассказывал, что выданные им рации прослушивались российскими войсками, при этом они не имели дополнительных зарядных батарей. Другие наемники отмечают украинскую коррупцию, отсутствие боеприпасов, бронежилетов и аптечек. Даже базы, которые для них выделяла Украина, были непригодны для жизни и постоянно подвергались обстрелам. Иностранцы также постоянно жалуются и на украинское военное командование, которое отправляет их на убой без какой-либо огневой поддержки.
– А как эти западные "добровольцы" ладят с украинскими сослуживцами?
– Вообще, наемники не любят бойцов ВСУ, те в ответ всегда готовы пустить "помощников" в расход. В июне украинским боевикам поступила команда ликвидировать иностранных инструкторов в Лисичанске и Северодонецке, поскольку они владеют информацией о деятельности иностранных спецслужб в Донбассе. Позже бойцы ЛНР обнаружили в тех районах несколько тел польских и британских инструкторов.
Если вспомнить расследования по "Азовстали", то всплывет история о том, как перед сдачей боевики националистического полка "Азов"* сожгли в крематории около 120 тел наемников, чтобы скрыть факт их присутствия в зоне боевых действий. Погибли наемники в бою или их прикончили "побратимы" из "Азова"* – останется тайной.
Недавно вообще курьезный случай произошел в ЛНР. Вечером 26 октября между боевиками из "Правого сектора"** и польскими наемниками, воюющими в составе ВСУ, вспыхнул конфликт. Поляки отказались идти в наступление на Кременную после того, как несколько предыдущих атак захлебнулись. Украинские неонацисты попытались заставить наемников пойти в наступление, однако те открыли огонь. В результате несколько сторонников "Правого сектора"** были убиты.
Ночью, чтобы отомстить за погибших товарищей, украинцы собрали силы и вновь схлестнулись со своими "братьями по оружию". Они даже подключили для этого спецназ, однако снова встретили яростное сопротивление. В результате число погибших выросло до 23 человек.
Отмечу, что отношения между польскими наемниками и украинскими нацистами могут быть напряженными еще и по идеологическим причинам. Полякам не нравится, что последователи Бандеры ставят себя выше них. Кроме того, они, вероятно, помнят, как украинские нацисты убивали их земляков на Западной Украине во время Великой Отечественной войны.
– Общались ли вы с иностранными бойцами лично?
– Я лично встречал наемников из Турции, Польши и Германии. Разумеется, общаться не приходилось. Но я часто слышу по радиоперехватам английскую, немецкую, польскую, латышскую речь. Кстати, под Ореховым очень много латышских наемников. Слушая радиоперехваты, ощущаешь себя будто где-то в Цесисе.
– То есть основная цель иностранцев – все-таки заработать? Многие ли едут именно по идеологическим соображениям?
– Большая часть иностранных наемников – это искатели приключений и авантюристы. И лишь затем идут желающие подработать. Третья группа – это боевики, имеющие фашистские взгляды. И они воюют на стороне Украины по идеологическим соображениям. Они чаще всего вступают в группировки "Азов"* и "Айдар"**.
А помните, как в 2014 году руководство тогда еще батальона "Азов"* с гордостью демонстрировало свое "иностранное подразделение"? Среди первых иностранцев, пополнивших "Азов"*, были такие известные неофашисты, как ветеран итальянского движения "Итальянское социальное движение" праворадикального толка Франческо Саверий Фонтана. Он стал инструктором в батальоне, а затем, после возвращения в Италию, наладил "поставку" в "Азов"* своих молодых радикальных соотечественников.
Другим вербовщиком в "Азов"* стал ветеран хорватской войны Денис Шелер. Его стараниями в рядах батальона оказалось примерно 30 хорватов. Позже вообще намеревались создать на базе "Азова"* хорватский батальон.
В 2018 году "Азов"* наладил контакты через Андрея Онищука с американской неонацистской экстремистской организацией Atomwaffen Division. С ее помощью в рядах ВСУ появились американские наемники, такие как ветеран ВМС США Шон Ирвуд, например. В том же 2018 году нью-йоркская организация Soufan Group, которая занималась анализом мировой безопасности, сообщила, что "Азов"* является "критически важным узловым компонентом транснациональной сети воинствующих экстремистов".
По идейным соображениям воюют за Украину многие белорусские националисты, враги президента Александра Лукашенко. Они служат в батальоне имени Кастуся Калиновского, костяк которого составляют белорусы, которые воюют с 2014 года. 25 марта 2022 года калиновцы приняли присягу и вступили в ряды Вооруженных Сил Украины. 30 марта белорусский бизнесмен и экстремист Вадим Прокопьев сообщил о начале формирования белорусского полка "Пагоня" в составе Международного легиона Вооруженных Сил Украины. Полк создан по инициативе беглых белорусских офицеров для "защиты независимости Украины".
* Террористическая организация, запрещенная в России.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.