Вечером в понедельник, 29 августа, стало известно о намерении Евросоюза экстренно вмешаться в энергетический рынок, чтобы остановить рост цен на электроэнергию. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о подготовке предложения по реформированию рынка электроэнергии, передало агентство Bloomberg.
По словам Урсулы фон дер Ляйен, ЕС уже вынашивал планы по изменению структуры рынка электроэнергии, но при совершенно других условиях; все больше и больше стран-членов Европейского союза требуют реформы рынка электроэнергии; Еврокомиссия уже на этой неделе может представить подробный план обуздания цен на рынке электроэнергии.
Подробности планов интервенции в рынок фон дер Ляйен не раскрывает. Но сообщается, что ЕС вмешается в рынок в краткосрочной перспективе, чтобы смягчить растущие цены на электроэнергию, а затем в долгосрочной перспективе планирует разорвать связь между ценами на газ и электроэнергию.
"Нам нужно будет разработать инструмент, который появится в ближайшие дни и недели, который гарантирует, что цена на газ больше не будет доминировать над ценой на электроэнергию", – сказала Урсула фон дер Ляйен в понедельник вечером во время встречи в Берлине с министром экономики Германии Робертом Хабеком.
Отмечается, что европейские политики наращивают темпы подготовки к зиме и спешат заполнить газовые хранилища; что запасы газа в ЕС по состоянию на 27 августа составили уже 79,4% от требуемого количества, а к 1 ноября приблизятся к отметке в 80%. На 9 сентября запланировано внеочередное совещание министров энергетики стран-членов ЕС под председательством Чехии.
Все это происходит на фоне риторики о намеренном сокращении поставок газа со стороны России, о намерении Москвы "отключить газ и заставить европейскую промышленность закрыться, чтобы ослабить поддержку Украины со стороны Европы". Поскольку "Россия сжимает поставки газа, а перебои с электростанциями еще больше истощают поставки, на лидеров ЕС растет давление, требующее действовать быстро, иначе они рискуют вызвать социальные волнения и политические потрясения".
В Bloomberg утверждают, что ранее видели некий документ, в котором ЕК рассматривала вариант ограничения цен на газ, чтобы избежать "невыносимо высоких" затрат, если Россия значительно ограничит или перекроет поставки. Введение максимальной регулируемой цены в чрезвычайной ситуации будет ограничено ее продолжительностью, а рыночная цена должна использоваться как можно дольше.
Одной из возможностей было бы ограничение цены на европейских газовых биржах, но указанный документ показал, что такой механизм в целом может быть введен по-разному на разных уровнях цепочки образования цены на газ. Да и это не единственная возможность, судя по всему.
В частности, Роберт Хабек предложил в краткосрочной перспективе рассмотреть вопрос о введении краткосрочного налога на сверхприбыли энергетических компаний в рамках перехода: "Компании все равно заработают эти деньги, но тогда они будут у них изъяты и использованы для сохранения социальной сплоченности, а также для финансирования любой помощи компаниям, пока мы не разработали и не внедрили новый дизайн рынка".
Волнение министра не случайно. По сообщению Bloomberg, например, немецкая коммунальная компания Uniper SE запросила дополнительные 4 миллиарда евро у государственного кредитора Германии KfW после полного использования существующей кредитной линии в 9 миллиардов евро. Отмечается, что это дополнительное финансирование примерно вдвое превышает его текущую рыночную стоимость.
По заявлению европейской энергетической биржи AG, трейдеры также нуждаются в дополнительной государственной поддержке, чтобы гарантировать покупку и продажу, особенно с учетом необычайно волатильных рынков.
При этом страны-члены ЕС также имеют свои взгляды на возможную реформу рынка энергоносителей и рынка электроэнергии. Например, Чехия настаивает на установлении ценового потолка, хотя бы временного. Витают и иные идеи: использовать квоты на выбросы СО2 для регулирования цен, ввести жесткое регулирование рынка, снизить налоги и субсидии для компаний отрасли, использовать меры по экономии электроэнергии и многое другое.
На чем же остановится Еврокомиссия, в каких конкретно шагах будет заключаться интервенция ЕС в рынок электроэнергии, станет ясно уже в ближайшие дни.