Миф, в который верится с трудом: Евросоюз нашел очередную "панацею" от газовой зависимости

Люди держат воздушные шары с надписью «время для газа вышло» возле здания Европейской комиссии в Брюсселе
© AP Photo / KENZO TRIBOUILLARD

Пауль Томсон

Тема: Европа без российского газа

Западная Европа очень надеется на тепловые насосы. Которые вроде как могут спасти ее от дефицита природного газа. Но надо принести кое-какие жертвы.

Евросоюзу следует определиться с тем, что представляет для населения альянса и его экономики больший вред. Зависимость от российских энергоносителей или же парниковые газы. Врагом ранее было объявлено все, что вызывает глобальное потепление, то есть все же газы.

Проблема в том, что большинство решений, которые альянс принимает ради избавления от всего российского ради принуждения Москвы к миру, ведут к ускорению изменений климата, что прямо противоположно декларируемым Брюсселем целям.

Примеров тому достаточно, и тепловые насосы, которыми Евросоюз собирается заменить газовые бойлеры, – лишь один из них, не первый и, надо думать, не последний. Решено, что помочь сократить потребление природного газа для отопления домов могут только тепловые насосы. И европейские правительства одно за другим принялись субсидировать производство и использование этой "панацеи", планируя многократно увеличить их количество до десятков миллионов штук.

Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает, что мировые продажи этих агрегатов в прошлом году выросли почти на 15%. И большая их часть пришлась, конечно, не на страны Африки, а на Европу и Северную Америку. Увеличение продаж насосов в государствах европейского альянса составило 35% и будет продолжать нарастать благодаря субсидиям правительств и широкой рекламе.

В сообщении МЭА говорится, что в будущем ежегодные продажи тепловых насосов в Европе могут вырасти до семи миллионов к 2030 году (по сравнению с двумя миллионами в 2021 году), что обеспечит альянсу сокращение потребления газа примерно на треть от нынешнего уровня за счет отказа от бойлеров.

Правительство Германии решило, что любая новая система отопления, установленная после января 2025 года, должна работать на возобновляемых источниках энергии. То есть это должен быть тепловой насос, поскольку практически никаких иных альтернатив ему не предлагается. Берлин утвердил специальную программу, планируя добиться увеличения количества установок агрегатов до 500 тысяч штук в год. А Еврокомиссия в рамках инициативы REPowerEU предлагает к 2030 году оснастить дома и производственные здания по всей Европе 30 миллионами новых тепловых насосов, заявляя, что это может сэкономить альянсу до 35 миллиардов кубов газа в год.

Индустрия переживает небывалый бум, отраслевые ассоциации говорят о расширении производств, нехватке рабочих и очередях из клиентов. Кругом и повсюду в Западной Европе говорят и пишут о тепловых насосах, лишь вскользь упоминая о некоторых связанных с ними проблемах.

К сожалению, тепловые насосы тоже нуждаются в электричестве

В Восточной Европе, в странах Балтии о них тоже говорят, но без того энтузиазма, что переполняет западных союзников. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас на днях вновь заявила о возможности отключений электроэнергии в часы пиковых нагрузок из-за ее нехватки.

Главная причина состоит в том, что на региональном рынке больше не продается около 1000 мегаватт российского электричества. И эта проблема носит общий, хотя возможно и временный, характер для всего региона. Какое это имеет отношение к тепловым насосам? Пока почти никакого по причине их относительно небольшого количества.

Но тот бесспорный факт, что резкое наращивание количества тепловых насосов, которые, как известно, нуждаются в электропитании, существенно увеличит и потребление энергии, уже должен был бы излечить от эйфории, вызванной сомнительными уверениями насчет "идеального" решения проблемы отказа от использования природного газа. И экономии электричества, к которому настойчиво призывает и Таллин, и Брюссель широкое применение насосов никак не способствует.

Эстоноземельцы в последнее время предпочитают покупать дровяные печи и камины. Тепловые насосы, стоимость которых составляет как минимум тысячу евро (самые простые системы воздух-воздух), а срок службы – около пяти лет, рекомендуются лишь как дополнительная система отопления.

Продавцы обычно честно говорят, что насос выгоден лишь по сравнению с электрическим отоплением. Которое сейчас в Эстонии очень мало кому по карману. Очевидно, что они не решают проблем обогрева домов населения многих государств альянса. Особенно в северных, с холодно зимой.

В иных странах Евросоюза ситуация с обеспечением электроэнергией, возможно, намного лучше, чем, скажем, в странах Балтии, но их голословные уверения в том, что миллионы новых тепловых насосов не перенапрягут электросети, все же нуждается в экспертном подтверждении. В любом случае потребуется увеличить производство энергии, что во многих случаях означает и увеличение эмиссии парниковых газов.

В будущем, как полагает Брюссель, весь Евросоюз будет использовать только чистые, возобновляемые источники энергии, но пока, в ближайшие десятилетия, газовые, угольные и дизельные электростанции по-прежнему будут работать. Получается, что сокращая потребление газа, альянс увеличивает риски потепления климата.

А еще имеется немалая проблема фторсодержащих газов

Но это не единственная проблема, с которой связан задуманный в Брюсселе тотальный переход на тепловые насосы ради отказа от российского газа. В насосах (а также в кондиционерах и холодильниках) чаще всего (многое зависит от типа агрегата) в качестве хладагента используются фторсодержащие газы.

Производство, импорт и применение которых в соответствии с соглашениями ООН (Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу) и с принятым в Брюсселе еще в 2006 году решением (дополненным и ужесточенном в 2015 году) должны поэтапно сокращаться. По той причине, что это ярко выраженные парниковые газы, наносящие атмосфере намного больший – некоторые в тысячи раз – ущерб, чем диоксид углерода, объявленный в Евросоюзе врагом номер один. И еще двумя годами ранее Еврокомиссия публиковала отчет о более-менее успешной борьбе с гидрофторуглеродами, перфторуглеродами и гексафторидом серы.

Эти газы попадают в атмосферу в результате утечек на промышленных предприятиях, а также во время использования и утилизации содержащего их оборудования, включая, естественно, и тепловые насосы с их относительно коротким сроком службы. Больше тепловых насосов, больше и утечек. Предполагается, что так называемые F-газы можно заменить на какие-то иные, не менее эффективные, но не настолько опасные хладагенты, но пока о подобных научно-технических прорывах что-то не слышно.

И все же Евросоюз берется многократно увеличить производство, импорт и использование тепловых насосов, содержащих вредоносные F-газы. Которые прежде собирался со временем практически полностью запретить.

Соответствующие регламенты Брюсселя говорят о том, что необходимо добиться снижения к 2030 году объема выбросов фторсодержащих газов на две трети от сегодняшнего уровня. Очевидно, об этих планах предполагается пока забыть. И только ради того, чтобы сократить потребление природного газа, сократить зависимость от российских поставок.

Сложно сказать, где здесь логика, не говоря уж о последовательности выполнения собственных "зеленых" решений и реализации программ декарбонизации экономики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме