Новые экологические стандарты, по оценкам правительства Нидерландов, могут привести к закрытию 30% нидерландских ферм. Ситуация в сельском хозяйстве Евросоюза складывается весьма уникальная, причем об этом стараются в информационном поле много не говорить. А ведь есть прямая аналогия с проблемами в энергетике.
Надо ли так переживать из-за удобрений?
ЕС отказывается от ископаемого топлива ради "зеленой сделки" (сократить выбросы парниковых газов к 2050 году до нуля), а параллельно с этим еще и сам же отказывается от российских углеводородов, саботируя работу трубопроводов, вводя эмбарго против поставок нефти и нефтепродуктов из РФ, запрещая покупать у Москвы уголь.
А теперь смотрим на сельское хозяйство Старого света. Оно напрямую зависит от поставок удобрений, большая часть которых производится – внимание – из природного газа!
Да, Европа сейчас закупает много СПГ, в том числе из США. Замгоссекретаря Соединенных Штатов по энергетике в конце февраля этого года заявил, что Америка по итогам 2022-го увеличила поставки сжиженного газа в Европу до 70 млрд кубометров, что почти вдвое больше, чем в 2021 году. Но проблема для Европы в том, что такие поставки, в силу географических причин, уж точно дешевле трубопроводного газа не будут.
Более того, балтийские страны намерено саботировали транзит удобрений, идущих из Белоруссии и России в Евросоюз. Итог – РФ сократила общий импорт такого типа продуктов на 15% в 2022 году, причем все больше удобрений она продает Индии – увеличение почти в три раза (до 3,6 млн тонн), Турции – на 40% (до 700 тысяч тонн) и другие страны.
В итоге производить удобрения на территории ЕС сегодня намного дороже, чем прежде. Газ даже при нынешней стоимости $600 за тысячу кубометров стоит в несколько раз больше, чем до 2021 года. Импорт этого сырья сокращается, да еще и правительства стран ЕС требуют от фермеров отказываться от них. Это в итоге ставит в крайне тяжелое положение европейских фермеров.
Но в Евросоюзе политики об этом не переживают. Напротив, Еврокомиссия еще и выдвинула инициативу к 2030 году сократить использование: химических пестицидов – на 50%; минеральных удобрений – на 20%; антибиотиков и содержащих их веществ в животноводстве и рыбоводстве – на 50%. ЕК также намерена установить жесткий лимит в 25% всех аграрных земель в ЕС, которые должны быть переведены на 100% органическое сельское хозяйство (т.е. никаких удобрений).
В Нидерландах политики прилежно эти установки выполняют. В 2022 году фермеры уже протестовали против планов правительства в течение нескольких недель. Митингующие перекрывали дороги, совершали поджоги, забрасывали автомагистрали навозом. Реакции ноль. Власти Нидерландов планируют к 2030 году сократить выбросы оксидов азота, производимые в том числе при использовании удобрений, на 50%. Кроме того, правительство объявило о резком сокращении поголовья скота.
Про фермеров не подумали, а зря
Нидерланды, напомним, – второй по величине экспортер сельскохозяйственной продукции в мире (если считать по выручке) после США. Последуют ли примеру Амстердама другие государства Евросоюза? Скорее всего, да.
"Страны ЕС с разной степенью интенсивности будут дублировать все то, что сейчас делают Нидерланды. Конечно, это объективно делает сельское хозяйство региона похожим на то, что было в IX веке, то есть нехватка продовольствия станет нормой. Безусловно, с экономической точки зрения это нелогично. Но логики не было и в других действиях ЕС в последние годы, включая его телодвижения по отношению к российским углеводородам и фанатичный энергопереход как самоцель", – рассказал в комментарии для Baltnews главный научный сотрудник Института Европы российской академии наук, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
"Есть разные типы удобрений, но большая часть из них создается из природного газа. Выходит, калийные удобрения в ближайшие годы будут всегда иметь высокую себестоимость, если их производят на территории Старого света. Фосфатные, которые в больших объемах в ЕС поставляла Россия и Белоруссия, тоже под угрозой. Добить отрасль еще и запретом использования удобрений из-за экологии? Отличная мысль! Особенно для Нидерландов, где пахотные земли – это вообще-то бывшее дно Северного моря. Если не удобрять поля, песок один останется. Это вам не чернозем Украины, не пахотные угодья Мексики или хотя бы Канады", – добавил он.
Давно не поднимали цены?
В январе 2023 года Всемирный банк опубликовал данные, основной тезис которых – дороговизна удобрений (разумеется, Европа – не исключение). "Цены на удобрения снизились с пиковых значений в начале 2022 года, но остаются на исторически высоком уровне. Снижение цен частично отражает слабый спрос, поскольку фермеры сокращают применение удобрений на полях из-за проблем с доступностью (дороговизной)", – говорится в отчете.
При этом ситуация ухудшается все сильнее. Резкое повышение цен на природный газ в Европе привел к повсеместному сокращению производства аммиака — важного сырья для азотных удобрений. По состоянию на октябрь 2022 года около 70% европейских мощностей по производству аммиака были сокращены или остановлены.
Экспорт калия из Белоруссии упал более чем на 50%. Причина – ограничение на использование территории ЕС в транзитных целях. В частности, Литва прекратила использование своей железнодорожной сети для транспортировки белорусских калийных удобрений в порт Клайпеды, который обычно обрабатывал 90% белорусского экспорта.
Можно ли надеяться на поставщиков из других стран? Не особо. Даже на другой половине планеты с удобрениями свои проблемы. Китай ограничил экспорт этого сырья в 2022 году, чтобы сохранить объемы для внутреннего рынка. В итоге экспорт DAP (комплексное удобрение с двумя питательными веществами) из КНР (занимает 30% долю всего мирового рынка) снизился на 50% за десять месяцев 2022-го, а китайский экспорт карбамида сократился примерно на 60%.
Нужно понимать, что проблемы европейских фермеров – проблема, которая рикошетом ударит по простому потребителю, человеку в Испании, Эстонии, Франции или Австрии, который каждый день покупает себе продукты питания. Сознательное сокращение использования удобрений в Евросоюзе не является заботой об экологии, как говорят в Еврокомиссии. Это лишь попытка сделать вид, что все так и задумано.
Напомним, европейские политики, особенно немецкие, все громче говорят о том, что Европа может экономить газ и у нее это якобы получается. В целом, они правы, но цена такой экономии – спад производства, отток капитала из промышленности и перенос заводов в США и Китай. Теперь Нидерланды, а следом и другие страны ЕС будут делать вид, что и сокращение производства дешевой сельскохозяйственной продукции региону не нужно.
В беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов объяснил, что число фермеров, если брать регион западной Европы, не так велико, как представителей других профессий из разных отраслей. Их попросту не услышат. Политическое влияние и серьезное лоббирование – это не про представителей сельского хозяйства.
"У них нет политического ресурса, скажем, как у промышленников, хотя даже те, напомню, были во многом проигнорированы европейскими политиками, когда их лишили доступа к российским углеводородам. Исключением во всем Евросоюзе может стать разве что Польша. Во-первых, в этой стране сельское хозяйство играет немаловажную роль. Во-вторых, Варшава все активнее в последние годы демонстрирует собственное мнение, которое расходится с Брюсселем. Если в вопросе сокращения использования удобрений не будет фигурировать российский фактор, то Польша будет пытаться уклониться от обязательств по отказу от такого сырья", – заметил Иванов.
"Отчасти Варшаву можно купить, предложив ей новые дотации и компромиссы по давним спорам (начиная от конфликтов в правовом поле, заканчивая мигрантами). Но этого хватит лишь для того, чтобы восточноевропейская страна не поднимала шум внутри ЕС и не провоцировала других, пытаясь склонить их отказаться от политики сокращения использования удобрений. Сама же Варшава делать этого не будет. Что же до остальных стран, то их руководство будет игнорировать последствия такого недальновидного решения, подорожание продуктов для населения политиков не остановит", – заключил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.