Норвежский Нобелевский комитет 7 октября объявил, что правозащитному центру "Мемориал"*, киевскому "Центру гражданских свобод" и белорусскому общественнику, председателю правозащитного центра "Весна" Алесю Беляцкому присуждена премия мира за защиту прав человека. Нет особого желания цитировать официальный документ, но придется:
"[Лауреаты] на протяжении многих лет продвигали право критиковать власть и защищать основные права граждан. Они приложили выдающиеся усилия для документирования военных преступлений, нарушений прав человека и злоупотребления властью. Вместе они демонстрируют значение гражданского общества для мира и демократии".
Выдающийся аферист
Увы, корреспонденту Baltnews по жизни не довелось встретиться с кем-нибудь из "мемориальцев"*, за исключением Никиты Петрова, когда тот в Вильнюсе выступал с докладом по Катыни.
Так себе специалист, хотя и корчит историка. В смоленских лесах никогда не был и даже не знал, что большая часть навечно оставшихся там польских военнопленных как раз из призванных в армию бывших жителей юго-востока современной Литвы "времен польского часа".
Впрочем, этот и другие факты "научному эксперту" оказались неинтересны, поскольку основная часть доклада посвящалась не жертвам, а, по словам Петрова, "палачам". Прибалтийские фамилии при этом не звучали – "политес" в адрес организаторов конференции московский гость проявить сумел.
О правозащитной деятельности киевлян автор вовсе ничего не слышал. Что касается белоруса, с ним знаком лично. Во-первых, никакой он не Алесь, а Александр Викторович, 1962 года рождения – именно так записано в паспорте. Ради экономии времени опустим рассказ о первых 40 годах жизни "правозащитника". Начнем с августа 2011 года, который дал полный портрет этого борца за права человека.
Александр за счет финансов из немецких и американских антибелорусских фондов организовал так называемый правозащитный центр. Деньги в Минск текли потоком, но поступали не на счет общественной организации, а на личный счет Беляцкого в литовских банках DnB NORD, SEB и в неназваном польском банке. То есть, трать бесконтрольно. И "правозащитник" покупал квартиры, машины, ни в чем себе не отказывал.
Неприятности начались после того, как органы финансовых расследований Белоруссии заподозрили Алеся в сокрытие 200 тысяч долларов и неуплате налогов с них. Комитет госконтроля республики возбудил в отношении Беляцкого уголовное дело по статье "неуплата налогов в особо крупном размере". Максимальным наказанием могло быть лишение свободы на семь лет с конфискацией имущества.
Заместитель руководителя "Весны" Валентин Стефанович проинформировал: сведения о банковских счетах 400 граждан Белоруссии, включая Беляцкого, предоставили официальному Минску министерство юстиции Литвы и Генпрокуратура Польши. В Вильнюсе этот факт тогда подтвердил вице-министр Томас Вайткявичюс. Посол Литвы Эдминас Багдонас принес извинения жене Беляцкого. Спикер Сейма Литвы Ирена Дегутене высказалась за парламентское расследование дела о выдаче информации о счетах правозащитника.
"Правильная" общественность взвыла: случилась глупость, ошибка и даже преступление. Глава МИД Аудронюс Ажубалис рвал и метал. Международная Федерация за права человека (FIDH) начала кампанию по сбору поручительств за арестованного. Глава Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак поспешил все свалить на "сводящий счеты репрессивный режим".
Как не старались, в итоге финансовый махинатор был осужден и сел. Если бы Беляцкий не платил налоги, к примеру, в США, он бы получил пожизненное заключение. Но в Белоруссии гуманное правосудие дало ему всего 5 лет колонии. Махинатор сидит по сей день, правда, уже по другой статье.
7 октября "политзаключенный" и "узник совести", стал Нобелевским лауреатом. Нобелевка уголовнику – это не просто вынос мозга. Это полный *****, автор просто не в состоянии подобрать нужного слова.
Широкоформатное кино
Выступая в Вильнюсе, представитель "Весны" Павел Сапелко не скрывал радости: это и признание заслуг лично Беляцкого, и "осторожная надежда, что такая оценка Запада может облегчить положение политзаключенных и правозащитников в Беларуси". Ошалевший от восторгов прокололся, четко акцентировав: "оценка Запада", но не оценка Нобелевского комитета, который давно себя дискредитировал.
Болтун умудрился увязать в один клубок вороватого (но очень скромного) патрона с "правительством России, при поддержке правительства Беларуси воюющего сейчас с Украиной" с гражданскими обществами, "поддерживающими борьбу украинского народа" и даже "со всем возмущенным мировым сообществом". Премия, ни много, ни мало, по словам Сапелко, "является сигналом начала конца авторитарных режимов".
Отдельная благодарность Литве: "Алесь никогда не считал ее и литовское правительство виновными в его первом тюремном заключении. И сейчас Литва достаточно серьезно поддержала белорусских правозащитников, когда встретила их на своей земле после того, как нас выдавили с территории Беларуси".
Еще одна благодарность перепала Светлане Тихановской, "символизирующей белорусский протест и проснувшееся на [президентских] выборах 2020 года сознание белорусов".
Теперь понятно, почему официальный Вильнюс не высказался против лишенного логики решения Нобелевского комитета: для насильственной смены власти в Белоруссии любые способы хороши, даже дурнопахнущие. Алесь тоже свое отработает.
Вообще в Литве обожают борьбу против Александра Лукашенко и выстроенного под его руководством социально ориентированного государства. Президент Гитанас Науседа, премьер Ингрида Шимоните, спикер парламента Виктория Чмилите, официальные лица меньшего калибра то и дело обсуждают "с лидером демократической Беларуси Тихановской ситуацию в Беларуси, участие режима Лукашенко в войне России против Украины, положение в Литве белорусов, уехавших из-за репрессий".
Науседа: "Здесь вы в безопасности и должны продолжать начатую работу".
Шимоните: "Мы будем и впредь делать все, чтобы представители белорусских демократических сил, организаций гражданского общества и СМИ могли достойно жить и работать".
Чмилите: "Когда взоры всего мира прикованы к воюющей Украине, мы не можем забывать и должны продолжать поддерживать белорусов в их борьбе за демократию".
"Литва будет и впредь стремиться сохранить дело свободы Беларуси в международной повестке дня, поддерживала и будет поддерживать требования Беларуси о прекращении репрессий в Беларуси, освобождении и полной реабилитации политзаключенных, проведении свободных и демократических выборов", – это повторяют в Литве все, кто жаждет пиара. Боритесь, а там разберемся.
За этой ширмой для публики разворачивается нешуточная борьба между многочисленными псевдо-лидерами за деньги, которых после начала СВО ВС РФ на Украине белорусским революционерам ощутимо не хватает. Тихановская постоянно грызется с окопавшимся в Варшаве Павлом Латушко, а вместе – с живущей на скандинавские гранты Ольгой Карач и тяготеющими к ней Вероникой Цепкало и Натальей Колеговой.
Когда в этот винегрет добавится нобелевский лауреат Алесь, будет приятно посмотреть на дрязги "истинно демократических борцов" за личное счастье и безбедную старость. При этом у "лауреата" есть все шансы перетянуть одеяло из долларов и евро на себя.
К слову, странно, что никто из литовских великих миротворцев из числа политиков, общественников, писателей, журналистов и прочих до сих пор не удостоился премии мира. Все они из кожи вон лезут, чтобы соседние народы жили так же убого, как живут сами. Таких надобно поощрять.
* – признан в России иностранным агентом
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.