Эстонские СМИ в понедельник, 25 сентября, опубликовали мнение исполнительного директора Эстонского союза химической промышленности Халлара Мейбаума о мерах правительства Каи Каллас по сокращению бюджетного дефицита, который был вызван, в частности, агрессивной антироссийской политикой.
Халлар Мейбаум считает, что повышение экологических плат, задуманное правящей коалицией, увеличит расходы предприятий, что, в свою очередь, сократит инвестиционные возможности и создание рабочих мест. По мнению директора Эстонского союза химической промышленности, такое решение заставляет думать, что "целью правительства является пополнение государственного бюджета, а не защита окружающей среды".
Мейбаум начал свое рассуждение с напоминания о том, что "эстонские политики часто любят говорить о принадлежности к скандинавскому ценностному пространству с присущей ему культурой предсказуемости, в хорошем смысле, и дискуссий". Однако, отметил Мейбаум, "реальный политический процесс принятия решений, к сожалению, по-прежнему буксует в старых привычках, когда привлечение сторон симулируется, решения рождаются неожиданно и без какого-либо анализа влияния".
В частности, в случае со спешным проталкиванием идеи повышения экологических плат правительство нашло "удобное прикрытие: Европейская климатическая политика".
По утверждению Мейбаума, "Эстонский союз химической промышленности серьезно и со всей ответственностью относится к снижению воздействия своей деятельности на окружающую среду" – местные предприятия ежегодно "тратят миллионы евро на повышение экологичности существующих технологий и внедрение новых и ориентированных на сохранение окружающей среды методов сокращения или повторного использования выбросов и отходов".
"Поэтому проект поправок в Закон об экологических платах, который недавно был доведен до сведения предпринимателей, по понятным причинам вызвал обеспокоенность среди многих предпринимателей и представителей промышленного сектора. Подход Министерства климата к срочному повышению экологических плат, похоже, больше ориентирован на пополнение государственного бюджета, чем на реальные экологические цели", – заявил глава союза химической промышленности.
И пояснил, как выглядит логика авторов указанного законопроекта: "загрязнители платят больше и в государственный бюджет поступает больше – принятие законопроекта обеспечит рост платы за загрязнение воздуха на 24%, за загрязнение воды – на 70%, за складирование отходов – на 53%". Но в действительности еще вопрос, как отреагирует на такие преобразования экономика Эстонии, которая находится в глубоком падении.
"Мы cтолкнулись с рядом сложных проблем: более высокими, чем в соседних странах, ценами на энергоносители и их доступностью, с глобальными нарушениями в цепочках поставок, нехваткой рабочей силы и потерей конкурентоспособности. Теперь Министерство климата добавляет в это сложное уравнение новую переменную: срочное повышение экологических плат. Это увеличит расходы предприятий, что, в свою очередь, сократит инвестиционные возможности и создание новых рабочих мест. Не говоря уже о неопределенности, которую такие срочные изменения порождают с точки зрения готовности предпринимателей инвестировать", – констатировал Мейбаум.
И пояснил, что инвестиции в более чистые технологии являются капиталоемкими и в одночасье не делаются, и срочное повышение экологических плат может не стимулировать, а, наоборот, затормозить такие инвестиции. Мейбаум отметил, что "налогообложение более опасных загрязнителей должно основываться на анализе влияния, а не просто на декларативных заявлениях", чтобы избежать вероятности причинения еще большего вреда от реализации скороспелых решений.
По словам Мейбаума, "если, например, город повысит плату за парковку якобы для снижения выбросов, но не вложит полученные средства в зеленые проекты или развитие общественного транспорта, то это тоже создаст впечатление гринвошинга и что настоящая цель – только сбор денег".
"Промышленному сектору нужны стабильность и предсказуемость, особенно в ситуации, когда экспорт чахнет, а заказы наших промышленных предприятий резко сократились. [...] Краткосрочные и непредсказуемые изменения в законодательстве могут принести государству краткосрочную выгоду, но в долгосрочной перспективе они могут нанести ущерб экономике или даже вынудить некоторые иностранные компании перебраться вместе со своими рабочими местами в другую страну. Не говоря уже о том, что заявляют о желании обеспечить с помощью поправок долгосрочную определенность, но при этом в законопроекте даже не указан срок действия новых ставок", – пояснил глава союза химпромышленности.
И добавил, что в жизни некоторые предприятия уже используют наилучшие доступные технологии и не могут снизить уровень загрязнения до того, как будут разработаны новые технологии: "В этом случае предприятия будут вынуждены сокращать производство или повышать цены, что негативно скажется как на потребителях, так и на работниках".
Помимо этого, "зачастую внедрение новых, менее загрязняющих окружающую среду технологий требует строительства нового завода, но инвестиционный климат Эстонии не способствует масштабным промышленным инвестициям".
И последнее, на что обратил внимание Халлар Мейбаум, это тот факт, что в Эстонии уже несколько десятилетий применяется принцип "загрязнитель платит": "В то же время, согласно принципу справедливости и прозрачности, платы за загрязнение должны полностью возвращаться туда, где возникает нагрузка на окружающую среду, то есть в местные самоуправления. Это то, чего предприятия добиваются уже несколько десятилетий, но безрезультатно. К сожалению, кажется, что платы за загрязнение и дальше будут использоваться для затыкания дыр в государственном бюджете".
В итоге, отметил Халлар Мейбаум, амбициозные "зеленые" цели Эстонии на 2030 и 2050 годы требуют стратегического и взвешенного подхода с привлечением всех сторон: государства, промышленности и граждан. Пока же государство ведет себя так, будто его волнуют лишь формальные признаки соблюдения неких интересов да затыкание дыр в госбюджете, которые образовались благодаря политике правительства.