Только в Литве: МВД провело реформу полиции в пользу криминала

Министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте

Божена Высоцка

Хотели в МВД Литвы как лучше – а получилось, как всегда. Реформа полиции сыграла против интересов силовиков, но в пользу организованной преступности, уличного криминала и нарушителей правопорядка.

Составленное преимущественно из консервативной партийной верхушки правительство Ингриды Шимоните отчаянно защищает попавшую в опалу министра внутренних дел Агне Билотайте, взывая ее противников к разуму, отказу от политических спекуляций, "раскачивания государственного корабля из-за мелких проблем".

Парламентская оппозиция не соглашается, не склонна считать провалы главы МВД "мелкими", грозит неудачнице импичментом. Критики намерены создать временную комиссию Сейма для расследования ошибок министра. За два года в должности она совершила их достаточно. Самая крупная – некомпетентность. Как следствие, развал департамента полиции.

Кадры не решают ничего

Непродуманная реформа по оптимизации полиции подтолкнула старых, опытных служак увольняться, едва появляется привлекательная альтернатива. Набрать на вакантные места молодежь, свежую кровь, как мыслилось "оптимизаторам", не получается по причине скромных зарплат. Ком проблем в департаменте полиции насколько велик, что министру Билотайте следовало бы заниматься ими ежедневно, контролируя выполнение отданных приказов и распоряжений. Но дело пущено на самотек.

По статистике профсоюза органов правопорядка, в столичных комиссариатах полиции служат 1700–1800 человек, дефицит личного состава равен 40%. В целом по Литве картина аналогична. Всего по штатным расписаниям в департаменте должно служить и работать около 10 тысяч человек. На деле не хватает примерно 2000 сотрудников или 1/5. Люди перегружены, привлекаются к выполнению обязанностей сверхурочно и в выходные дни. Отпуска у полицейских сокращены.

Для затыкания дыр в кабинетной работе в больших городах с "земли" снимают наиболее опытных. Образовавшийся дефицит, например, в патрульных группах компенсируют за счет привлечения к дежурствам курсантов, добровольных помощников и даже юных друзей полиции из числа студентов и старшеклассников.

Сборную команду дилетантов не пошлешь на всякий вызов. Только на мелочи. Поэтому прибытия экипажей к месту происшествия или преступления пострадавшим и потерпевшим иногда приходится ждать долго.

Еще хуже обстоят дела в комиссариатах в провинции. Например, ночью в таких больших по площадям районах, как Расейняйский или Радвилишский, дежурят два, максимум три полицейских автомобиля. Один из членов экипажа, как правило, женщина или юная девушка. Оказать серьезное сопротивление они не в состоянии даже пьяному хулигану. Что тогда говорить о, допустим, задержании и аресте вооруженного преступника или браконьера?

"Положение аховое: работы с каждым днем больше, зарплаты у полицейских самые низкие среди госслужащих", – рассказала журналистам Рома Катинене, курирующая в профсоюзе департамент полиции. Она насчитала в обязанностях полицейского 27 функциональных позиций. Кроме них существуют разного рода разовые "оказания помощи". Например, пограничникам, медикам, транспортникам – всем, кому экстренно необходимо.

Для сравнения, у сотрудников противопожарной охраны всего 11 функционалов. Никому в голову не придет привлекать пожарного для, например, временного регулирования движения, эвакуации аварийной техники, в помощь сотрудникам частных охранных компаний при обеспечении порядка во время концертов или спортивных мероприятий.

"Политикам невыгодно располагать сильной структурой правопорядка, – делает вывод Рома Катинене. – Государство слабо заботится о полицейских. Они физически не в состоянии ежедневно качественно решать поставленные задачи. Выражаясь спортивным языком, счет постоянно растет в пользу криминала".

Профсоюзный босс отметила – в бюджете на 2023 год департаменту полиции ассигновано 313,1 млн евро. Это на 29 млн больше бюджета текущего года. Однако важно не выделить деньги, а умно ими распорядиться, что делать в МВД умеют плохо.

Грядут точки невозврата

Разномастные преступники, в том числе организованные в серьезные банды, довольны нездоровой общереспубликанской ситуацией. Криминал наглеет, налаживает контакты с политиками. По республике прокатилась волна обысков. Из тайников ОПГ изымали деньги, оружие, наркотики.

Например, суд 4 ноября разрешил взять под стражу за хранение килограмма кокаина двух сыновей Вильмы Веслаускене. Оба приторговывали наркотой, пока мама решала региональные проблемы в ранге депутата райсовета Юрбаркаса. Утверждает, что не знала и даже не догадывалась о преступном хобби своих мальчиков.

В стране увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. 1 ноября достоянием прессы стала новость о тройном убийстве в Каунасе. В Шилуте брат убил 19-летнюю сестру. Много ЧП на бытовой почве, отягощенных состоянием алкогольного опьянения.

Еще один бич – пьяный за рулем. Только за вечер 3 ноября 14 пьяных водителей, которым грозит уголовная ответственность, были задержаны в Каунасе, Вильнюсе, Шяуляй, Алитусе, Кайшядорисе, в Тельшяйском, Вильнюсском, Шальчининкайском, Игналинском районах. По их вине произошли семь ДТП. А сколько потенциальных преступников прошли сквозь дырявое сито только из-за того, что у полиции не хватает сил?

Грабежи, кражи, мошенничества, угоны автомобилей и другой техники, воровство, уличное хулиганство, порча государственного и частного имущества и так далее – складывается впечатление, что у сотрудников правопорядка хватает сил фиксировать преступления, но заниматься ими некогда и некому. Действительно, кому придет в голову расследовать обстоятельства хищения автомобильного левого бокового зеркала?

До большего руки не доходят. В Каунасе по-ковбойски ограбили ювелирный салон на первом этаже торгового центра. Неизвестные на джипе протаранили стеклянную витрину, пока автомобиль делал полицейский разворот в холле, двое успели обчистить прилавки с золотыми и серебряными изделиями, часами от престижных брендов. Уходя, прихватили напольный сейф. По предварительным оценкам, ущерб превышает 150 тысяч евро. Полиция пока разводит руками.

Новая напасть – в темное время суток то тут, то там, пользуясь экономией на уличном освещении, налетчики взрывают банкоматы. Их в Литве 414, достаточно обчищать по одному в сутки, чтобы жить припеваючи.

Грабли по всей стране

Представьте себе, премьер Ингрида Шимоните увидела не серьезные угрозы, а мелочи. Ее не обеспокоили доклады о том, что рядовые и среднего звена полицейские грозят начальникам и руководству своего министерства акциями неповиновения, а кабинету министров – уличными митингами и протестными манифестациями. Такое уже было в истории Литвы, когда власти сначала развалили департамент полиции, а затем десятилетиями пытались слепить из осколков.

Босые и одетые в рванину полицейские тогда бастовали каждую неделю. Подчиненных и сейчас искренне возмущает, что многочисленные министерские дискуссии о "современных стандартах" по какой-то странной причине не касаются руководства, его стиля и методов работы.

Реформы полиции случаются каждые пять лет с появлением нового министра или Генкомиссара, пользы от очередных "укрупнений" или "дроблений" немного. Министр Билотайте не стала исключением в роли новатора. Беда в том, что у нее нет ни знаний, ни опыта. Ничего нет, кроме непомерных амбиций и умения жонглировать политическими штампами, которых нахваталась в партии консерваторов.

Агне, не моргнув, заявляет: все беды силовиков кроются в геополитической ситуации. Слова напоминают риторику руководителя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, когда по-любому поводу она советует: "Обращайтесь в Кремль к Путину".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме