Литовцам стало некомфортно в собственной стране – русификация накатывает волной

Вильнюс

Антанас Сакалаускас

Коренные литовцы в своей стране, особенно в крупных городах, ощущают себя инородными телами. "Такое чувство, будто нас оккупировали", – говорят титульные.

"Понаехавшие" славяне существенно изменили структуру городского населения Литвы. В данный момент в стране проживает более 90 000 граждан Украины, более 45 тысяч Белоруссии и 15 000 граждан России, сообщает департамент статистики при Минфине.

Приезжие предпочитают останавливаться в крупных по литовским меркам городах – Вильнюсе, Клайпеде, Каунасе. Среди прочих популярностью пользуется Висагинас, русская столица Ауштайтии.

Война все спишет

Националистов бесит засилье приезжих и языка "оккупантов". В Вильнюсе и Каунасе работают молодежные клубы, вход в которые для русскоязычных закрыт:

"Мы не имеем права проверять паспорта, поэтому просто говорим таким гостям, что они нежелательны. Возможно, среди них встречаются украинские беженцы, русские оппозиционеры и белорусские демократы. Но для нас они все – носителя языка оккупантов, поэтому двери для таких закрыты".

Рост ксенофобии – не лучшая тенденция для демократического, правового и мультикультурного государства, как называет себя Литва. К сглаживанию социально острых углов вынуждены подключиться даже депутаты парламента.

"Мы постепенно отвыкли от этого языка, а сейчас русский слышится часто. Но только потому, что на нем мы договариваемся с украинцами и белорусами. Мы иначе не можем понять друг друга, кроме как на языке бывшего оккупанта", – проповедует с экрана государственной телекомпании LRT, в частности, депутат Сейма Жигимантас Павиленис.

Консерватор подчеркивает: например, Вильнюс стал приютом для 25 тыс. защитников свободы из Белоруссии и 30 тыс. участников войны против России. Литовцы могут этим гордиться.

"Если мы победим нашего общего врага, в чем я убежден, эти люди рано или поздно станут премьерами в своих странах, министрами, главами компаний. Они с благодарностью вернут долг Литве!" – утверждает Павиленис.

"По этой причине наша страна уже уделяет внимание и в будущем должна будет уделять больше внимания средствам интеграции – языковым курсам, социокультурной адаптации и толерантности", – поддержала депутата представитель Департамента нацменьшинств Вайва Вежелите-Покладова.

Полгода в качестве наказания за прежние грехи Павилениса не допускали до СМИ. Удивляться не стоит, кого допускать, а кого отлучать пресса не решает – для этого в Литве существуют более осведомленные структуры. И вот отмывшийся консерватор появился, но только для того, чтобы оправдывать славянское нашествие? Русофобы взвились: лучше бы молчал дальше. Досталось от них и Вежелите-Покладовой, которую обвинили в работе на Кремль.

Разведка разводит руками

Ответственные за безопасность Литвы в это же время серьезно обеспокоены наплывом с востока. У агентов госбезопасности нет физической возможности проверить каждого на лояльность. В разведке отдают себе отчет в том, что любая спецслужба воспользовалась бы складывающейся ситуаций для засылки и легализации своих агентов, и наверняка такое происходит. При этом с приближением новой бесконтрольной волны беженцев количество шпионов будет только расти.

Но начальство и статистика требуют разоблачений. Поэтому буквально на днях по наводке ДГБ боссы департамента миграции лишили временного вида на жительство бизнесмена из РФ. Он представлял угрозу национальной безопасности. Выражалась она в том, что предприниматель принял участие в Петербургском экономическом форуме, где выступал, среди прочих, президент России.

Следовательно, выстроили логическую цепочку "люди в черном", человек с ВНЖ мог (подчеркнем – мог) поддерживать внешнюю политику Кремля и его СВО на Донбассе.

Уму непостижимо. Если бы рыцари плаща и кинжала знали, сколько сограждан, особенно на востоке, юго-востоке и юге страны, тайно одобряют внешнюю политику Москвы и поддерживают ее планы по денацификации? Тюрем не хватит для всех неблагонадежных. Причем их становится все больше, о чем свидетельствует рост протестных настроений.

Они пугают власть. Для обуздания недовольных парламент торопится принять новый закон о митингах, демонстрациях и пикетах, суть которого сводится к готовности подавить любой подозрительный акт недовольства. Силовой блок правительства более, чем поддерживает потуги парламентариев.

К слову, МВД тоже прогнозирует рост количества беженцев. По приблизительным оценкам, в канун зимы могут приехать от 30 до 100 000 украинцев, что станет тяжелой ношей для государства. Исчерпаны резервы жилой площади, снабжения, просвещения, возможности детсадов, школ и так далее.

Руководитель литовской общины на Украине, киевлянка Даля Макарова умоляет правительство Ингриды Шимоните сделать все возможное, чтобы приезжающие и планирующие приехать не чувствовали дискомфорта и недостатка внимания со стороны государства.

"Трудности есть, – не отрицает Гедре Блажите, научный руководитель НПО Diversity Development Group. – Но факт, что 79,7% жителей поддерживают прием беженцев с Украины, остается фактом".

На уровне ЕС подобные настроения хорошо стимулируются. Литва получит 8 млн евро на обеспечение неотложных нужд мигрантов, включая компенсации домовладельцам, предоставившим жилье нуждающимся. Фактически, благотворительность литовцев замешана на коммерческих интересах и крайне выгодна, если недвижимость пустует.

"А чтобы в какой-то степени обезопасить страну от появления в ней нежелательных персон, Литва поддерживает инициативу Киева о создании общего списка таких лиц на уровне ЕС", – сказал прессе вице-министр внутренних дел Арнольдас Абрамавичюс.

Идея хорошая. Но ее реализация займет лет пять, не меньше. Даже представить страшно, сколько шпионов-нелегалов КГБ Белоруссии и ФСБ России смогут переправить в Литву и через нее в Европу. 

Дурной пример, но хороший

Эстонцы и латыши не столь радушны и не приветствуют литовскую политику "широко открытых дверей". В Ригу и Таллин славяне приезжают реже, создавая меньше проблем для титульных.

Есть причина. Например, в Эстонии укробеженцев обяжут выучить язык за год. Граждане страны и государственные органы недовольны, что "понаехавшие" заняли рабочие места в сфере обслуживания, однако не только не говорят на государственном языке, но и пользуются русским.

В итоге всем дадут год на подготовку к сдаче языкового экзамена и "если они не будут владеть эстонским языком, мы начнем делать им предписания", предупредил глава Языкового департамента Ильмар Томуск.

Почти со 100% гарантией можно сказать, "владеть не будут" за исключением 2-3 полиглотов от природы. Возвращаться в свою разоренную страну не захотят. Останется у них одна дорога – в Литву, принимающую всех.

Литовские националисты такую перспективу понимают. Они начинают требовать от власти отпора русификации страны, в которой привыкли быть хозяевами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме