Литва продолжает свою политику "грозных и страшных соседей". Бывший посол и экс-министр иностранных дел республики Пятрас Вайтекунас решил поделиться своим мнением, почему же Белоруссия не стала "другом" для Вильнюса, несмотря на "наивный романтизм" прибалтийского соседа.
"23 года мы на самом деле жили под сенью дьявола – до 24 февраля этого года. Мы говорим о Беларуси. Надо спросить себя: есть ли Беларусь? Есть ли народ, независимость или только Лукашенко? Это основное отличие в политике, надо понять – о чем мы говорим? Есть ли интересы Беларуси или только Лукашенко?" – начал свое рассуждение дипломат.
После подписания акта о независимости Литвы страна "примерно 10 лет жила под гипнозом романтического развала СССР", отметил он. По словам Вайтекунаса, в республике царил необоснованный оптимизм в то, что все будет хорошо.
Как отметил другой политик, бывший глава МИД Аудронюс Ажубалис, все дело в Лукашенко. Он убежден, что до прихода его к власти отношения Литвы и Белоруссии были намного более продуктивными.
"Было такое отношение, демонстрировали доброжелательность Беларуси и в исторических вопросах. <…> Это было и во время перестройки, несмотря на то, что были и разные провокаторы. Россия, я прекрасно помню, играла на этом, пытаясь внести разлад в отношения Литвы и Беларуси. <…> Начало было хорошим, но видите, чем все завершилось", – высказался Ажубалис.
Своими воспоминания поделился и Вайтекунас. По его словам, одно из неопровержимых доказательств – это использование русского языка, а не белорусского.
"Представьте: сначала сайт белорусского президента на английском и русском языках. Белорусского языка не было, хотя в министерствах был белорусский язык – например, сайт МИД Беларуси был на трех языках: белорусском, русском и английском, а сайт президента – демонстративно на двух. <…> Это о многом говорит", – считает дипломат.
По словам экс-главы МИД Литвы Ажубалиса, ряд литовских руководителей – Бразаускас, Адамкус и Грибаускайте – якобы пытались наладить отношения с Белоруссией. При этом, рассуждая о "доброжелательной" позиции бывших президентов, политик подчеркнул, что Лукашенко просто использовал их отношение в своих целях. Правда, в каких именно, он не уточнил.
"Больше сказалось то, что коммунистическая или советская мерзлота оказалась в этом обществе глубже и больше, чем мы и наши западные союзники предполагали. <…> Общество такое, какое есть. Это социальное, экономическое общество, для которого важнее не государственность, не политическое представительство, а вопрос хлеба и развлечений", – заметил собеседник, отвечая на вопрос, почему в Белоруссии не сменили направление.
Несмотря на убеждение литовцев в том, что именно Минск не желает принимать их "доброжелательное" отношение, действия Белоруссии показывают обратное.
На днях президент страны Александр Лукашенко поддержал продление безвизового режима для граждан и неграждан Латвии, Литвы и Польши на 2023 год.
"В подтверждение открытости нашей страны, нацеленности на добрососедство и укрепление межнациональных связей сегодня было принято решение о продлении безвизового режима. Граждане Литвы, Латвии и Польши и далее смогут без препон посещать Республику Беларусь, встречаться с родственниками, посещать места захоронения, получать медицинские и иные услуги", – говорится в сообщении.
Напомним, что безвиз для жителей соседних для прибалтийских республик начал действовать еще 15 апреля этого года, а уже 1 июля был введен и для граждан Польши.
Как отмечали в Государственном пограничном комитете Белоруссии, с начала действия режима в страну прибыло 369 703 иностранца: "239 591 гражданин Литвы, 25 786 неграждан и 83 999 граждан Латвии, а также 20 327 граждан Польши".
В свою очередь прибалтийские власти пытаются ограничить количество путешествий в Белоруссию. Например, руководство Литвы и Латвии ввело ряд ограничений, среди которых возможность пересекать границу один раз в семь дней. Кроме того, литовские государственные страховые компании, дабы помочь властям, перестали выдавать зеленые карты, необходимые для въезда.