Теперь и Болгария: евроскептицизм охватывает все больше стран

София, Болгария

Любовь Безродная

Почти половина граждан Болгарии не верят в либеральные идеи Евросоюза, а правящие элиты начинают преследовать собственные интересы, вместо того, чтобы подчиняться общеевропейскому курсу, навязанному Брюсселем.

Еще недавно многие страны грезили о том, чтобы вступить в Евросоюз. Украина до сих пор считает это первоочередной целью, а первая леди Елена Зеленская и вовсе заявила, что ради вступления в ЕС граждане ее страны готовы жить без света и тепла несколько лет. Вот только те государства, которые уже входят в состав Евросоюза, начинают об этом сожалеть.

Во многих странах идеи евроскептицизма становятся все более популярными, а вот "европейские ценности" отходят на второй план. В Болгарии число людей, которые не доверяют ЕС, выросло и почти достигло 50%, обогнав долю тех, кто продолжает верить в Евросоюз. В Италии на выборах победу одержала правоцентристская коалиция, которую тоже можно причислить к евроскептикам. Во всем ЕС растет недоверие к нынешним брюссельским элитам.

Похоже, концепция Евросоюза и перестройка государств под общие нормы уже не кажется такой хорошей идеей во время мощнейшего кризиса. Экономика Евросоюза пошатнулась, и членство в нем перестало выглядеть настолько привлекательным, ведь, учитывая количество проблем, Брюссель вскоре и дотации раздавать не сможет.

Болгария меняет курс

После начала спецоперации России на Украине Болгария была одной из самых ярых сторонников санкций против Москвы. Эта страна одной из первых решила отказаться от российского газа, не захотев платить за топливо по предложенной официальной Москвой схеме, которая предполагала открытие в "Газпромбанке" рублевого счета. Также в Софии несколько раз угрожали и вовсе разорвать дипломатические отношения с Россией.

Весной и даже летом 2022 года казалось, что Болгария является одной из наиболее ярых противников Москвы. Однако постепенно политика страны начала меняться. Уже в августе София решила возобновить переговоры о поставках российского газа. Далее последовали другие шаги, которые были практически диаметрально противоположны курсу Болгарии весной 2022 года.

Как отмечает издание Euractiv, власти Софии договорились с "Лукойл Нефтохим Бургас" о продолжении работы и экспорта нефтепродуктов ЕС до конца 2024 года, несмотря на предупреждения Еврокомиссии о том, что это нарушит санкции против РФ.

Отношение к Украине тоже поменялось. Конечно, официально Болгария все еще осуждает "российскую агрессию" против Киева, но лишь на словах. На деле же украинских беженцев в этой стране встречают уже не столь радушно. По сообщению издания The Sofia Globe, уже в середине ноября отели Болгарии изменили программу размещения беженцев из восточноевропейской страны и перестали обеспечивать их бесплатным питанием.

Самый тревожный звоночек, который говорит о том, что София постепенно перестает следовать общеевропейскому курсу – заявление президента Румена Радева от 22 ноября. Он отметил, что конфликт на Украине необходимо решать дипломатическим путем и напомнил, насколько дорого он обходится его стране и всему ЕС в целом.

"Каждый день этот конфликт рушит будущее нашего региона, замедляет его экономическое развитие", – отметил президент и даже высказал свое недовольство введением эмбарго на поставку российской нефти в Болгарию до конца 2024 года. Радев считает, что это приведет к дефициту и закрытию НПЗ, что напрямую скажется на стоимости топлива.

Конечно, эти заявления и даже договор с "Лукойлом" не означают, что Болгария полностью сменила внешнеполитический курс и стремится наладить отношения с Россией. Скорее всего, эта страна начала применять тактику Венгрии, которая игнорирует многие указания из Брюсселя, основываясь исключительно на своих национальных интересах.

Как отметил политолог Андрей Тихонов, Венгрию тоже нельзя считать союзником России, о чем говорят последние заявления ее премьера Виктора Орбана. Эта страна просто проводит прагматическую политику с целью получения российских энергоресурсов. При этом позиция Венгрии близка к общеевропейской в отношении украинского кризиса.

Но Будапешт хочет сохранить доступ к дешевому российскому газу и не допустить притеснения венгров на Украине. Такая политика вполне может быть взята на вооружение и другими восточноевропейскими странами, в том числе Болгарией.

"Орбан давно и последовательно отстаивает интересы Венгрии и не боится вступать в дискуссию с ЕС. София же практически всегда послушно шла в фарватере Брюсселя, не позволяя себе самостоятельности ни по каким вопросам. Складывалось даже впечатление, что болгары пытаются быть "святее Папы Римского". Если до болгарских лидеров наконец-то начинает доходить, что интересы страны могут быть не равны интересам ЕС, то это, безусловно, позитивный процесс", – отметил Тихонов в беседе с Baltnews.

"Но не думаю, что он зайдет слишком далеко из-за национальной специфики. Венгрия имеет давние традиции независимости и отличалась самостоятельностью даже в рамках социалистического лагеря. Болгария же всегда демонстрировала крайнюю ригидность и послушно шла то за Германией (в двух мировых войнах), то за СССР", – добавил он.

Евроскептики набирают силу

Еще одним сигналом о том, что общий как внешне, так и внутриполитический курс Болгарии может измениться, стали результаты исследования AlphaResearch, проведенного для Института "Открытое общество – София" и Центра либеральных стратегий.

Как отмечает издание "Дневник", в Болгарии становится очень популярным евроскептицизм. Впервые количество граждан, которые выражают недоверие к ЕС, превысило долю тех, кто верит в концепцию Евросоюза – 48% и 43% соответственно. Исследование было проведено летом 2022 года, когда позиция официальных властей еще не была настолько гибкой, как сегодня.

Это говорит о том, что и правящие элиты, и общество Болгарии постепенно разочаровываются в ЕС. Более того, вскоре даже нынешняя власть, которая пока удерживает нейтралитет и не имеет открытых конфликтов с Брюсселем, может поменяться. Опрос избирателей партий, прошедших в нынешний парламент за три месяца до голосования, показывает, что только в трех из них преобладает евроатлантическая ориентация.

Конечно, это не значит, что Болгария выйдет из Евросоюза. Согласно опросу, 49% граждан поддержат членство в ЕС в случае референдума. Но вот беспрекословно подчиняться Брюсселю жителей этой страны уже не хотят. Причем такая тенденция наблюдается и в других государствах ЕС.

В Италии и Швеции к власти уже пришли евроскептики, которые могут отказаться выполнять приказы наднациональных структур, если они не будут соответствовать их интересам. В Чехии на местных выборах в сентябре 2022 года тоже добились успеха оппозиционные партии. Если посмотреть на тенденцию, создается впечатление, что вскоре такому примеру последуют все страны ЕС. Однако исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов в беседе с Baltnews отметил, что до этого вряд ли дойдет.

"Что касается Болгарии, специфика политической культуры в этой стране такова, что элиты достаточно невосприимчивы к общественному мнению. Люди сколько угодно могут считать русских "братушками", но элиты будут всегда русофобскими. Братья-славяне во всех войнах воевали против нас, так что Плевну мы зря освобождали от нынешних друзей-турок", – заметил Данилов.

"В Венгрии нынешний политический класс ковался под популистской волной на фоне холодной гражданской войны между постимперцами и националистами, так что там серьезное значение имеет популистская составляющая политики. Они просто не левые, и все. Что не значит, что не либералы. Просто немного консервативнее и националистичнее, чем Брюссель", – рассказал эксперт.

Растущий евроскептицизм совсем не означает полный уход из союза по примеру Британии, и уж тем более не говорит о каких-то симпатиях к России. Эти понятия вообще никак не связаны. Сегодня во многих странах ЕС партии евроскептиков набирают силу, но ни одна из них не агитирует за союз с РФ.

Вместо этого такие политические силы концентрируются на национальных интересах, что уже весьма негативно может сказаться на Брюсселе. В период кризиса националистические идеи выглядят намного привлекательнее либеральных. Если сегодняшняя тенденция роста недоверия к ЕС продолжится, то вскоре многие страны могут отказаться подчиняться Брюсселю.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме