Очень многие европейцы считают, что стремительный рост цен на продукты питания во многом стал результатом жадности торговцев, зарабатывающих сверхприбыли на украинском кризисе. Как показывают недавние опросы общественного мнения, большинство населения Евросоюза сокращают затраты на еду, отказываясь в первую очередь от мяса, полуфабрикатов и алкоголя.
Этот очевидный и предсказуемый результат опросов выглядел бы, вероятно, намного выразительнее и драматичнее, если бы исследования проводились, в том числе и в странах Балтии, где темпы роста цен на продукты питания намного превышают среднеевропейские показатели. Возможно, исследователи узнали бы нечто новое и о продавцах продуктов питания, и о санкционной политике Евросоюза.
Исследование проводилось консорциумом университетов Европы под руководством Орхусского университета и при поддержке Европейского института инноваций и технологий (EIT Food) в десятке стран альянса, включая Польшу и Румынию, но те государства, где темпы инфляции особенно высоки, почему-то остались вне поля зрения авторов опросов.
Эстония остается лидером альянса по росту цен, за ней следуют Латвия и Литва. Если же рассматривать ситуацию с продуктами питания отдельно, то их стоимость росла быстрее всего в Венгрии, как свидетельствуют данные Eurostat, а прибалтийские республики немного от нее отставали. Остальные центрально- и восточноевропейские страны также входят в группу лидеров, опережая по темпам увеличения стоимости еды более благополучные государства.
Как это "соревнование", заставившее его невольных участников, то есть рядовых жителей, экономить на праздниках, подарках и вкусностях, будет развиваться дальше, пока сказать сложно. Экономисты говорят о снижении темпов инфляции в начале наступающего года, но не обещают, что цены хотя бы стабилизируются, не говоря уж о том, что мясо, хлеб и молоко могут подешеветь. В Эстонии сообщают о полуторакратном повышении закупочных цен молока, а это означает, что вновь подскочит стоимость всех молочных продуктов, которые "потянут" за собой длинный список продуктовых товаров.
Авторы исследования, процитированные многими европейскими изданиями, отмечают, что опрошенные покупатели, продолжая тенденцию, наметившуюся во время пандемии, сокращают потребление, в первую очередь, мясных изделий и полуфабрикатов, спиртного и рыбы, закусок и "вкусностей". Люди намного внимательнее изучают ценники, меняют привычные магазины на торговые точки с более низким уровнем цен, а полюбившиеся торговые марки – на те, что качеством и ценой пониже. Вполне предсказуемая и понятная реакция людей, испытывающих проблемы с оплатой счетов в условиях кризиса, созданного украинскими событиями и санкциями, введенными Евросоюзом против России.
Цены на продукты питания будут продолжать расти
Этот опрос, продемонстрировавший очевидные результаты, не стоил бы особого внимания, но он вскрыл одну особенность оценки ситуации жителями Евросоюза. И, надо отметить, относительно благополучной его части, не испытывающей такой сумасшедшей инфляции, как население прибалтийских республик.
Почти половина опрошенных считает, что рост цен на еду стал результатом, по большей части, жадности торговцев. Торговые сети и оптовые поставщики, по мнению опрошенных, просто наживаются на украинском кризисе. Россию они, таким образом, винят в меньшей степени, хотя многие все же считают, что главной причиной дороговизны еды стали военные действия на Украине. В большинстве своем люди всерьез нервничают из-за цен на продукты питания и их нехватки, а почти половина респондентов считает, что эти расходы несправедливо распределяются по континенту, то есть они считают, что жителям менее состоятельной части Евросоюза, как обычно, приходится тяжелее, чем западноевропейскому населению.
Подозрения людей насчет жадности торговцев косвенно подтверждают данные, приводимые благотворительной организацией Oxfam International и доказывающие, что на протяжении двух последних лет состояния миллиардеров, делающих деньги на продовольствии и энергетике, выросли более чем на 400 миллиардов евро, они имеют примерно один миллиард евро прибыли каждые два дня.
Несложно заметить, что этот процесс стремительного обогащения стартовал еще до начала событий на Украине. Примерно о том же неоднократно говорили в ООН, отмечая активную спекуляцию на рынках продуктов питания. Кроме того, Евросоюз явно не собирается уточнять, что именно так способствует росту цен на продукты – непосредственно военные действия или все же санкции, введенные против России.
Нехватка удобрений, значительную часть которых до недавнего времени, до введения санкций, поставляли странам Евросоюза Белоруссия и Россия, еще скажется на урожаях и, как следствие, на стоимости продуктов в европейских магазинах.
Брюссель неоднократно заявлял, что "не трогал" ни удобрения, ни зерно, но установленные им запреты и ограничения на грузовой транспорт и банковские операции стали причиной того, что европейские импортеры, банки и транспортные компании опасаются иметь дело с российскими поставщиками из страха каким-нибудь образом попасть под многочисленные и запутанные санкции.
Евросоюз, с опозданием осознав, какую проблему создал, в последнем санкционном пакете предусмотрел определенные послабления для поставщиков удобрений и зерна, но эти изменения не успеют повлиять на ситуацию с ценами на продукты питания.
Тем временем, как отмечает старший специалист по продовольственной политике Европейской организации потребителей Камилла Перрин, наименее обеспеченные группы населения Евросоюза не справляются с растущими ценами на еду и "простая адаптация поведения при покупке продуктов питания не поможет" им сохранить приемлемый уровень потребления.
То есть, иными словами, количество людей, вынужденных если не голодать, то жить впроголодь, будет расти. Правительствам стран альянса следует думать о том, как элементарно накормить растущее количество нуждающихся в бесплатной пище, если с этой задачей перестанут справляться благотворительные фонды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.