От лисьих хвостов до боевых дельфинов: что такое "биологическое оружие" на самом деле

Дельфины
© Sputnik / Михаил Мокрушин

Анастасия Мишина

Кавалерия на лошадях, верблюдах, ослах – все это знает каждый школьник. А знаете ли вы о лисах-диверсантах, голубях в ракетах и "свинячьем антитерроре"? Да-да, многообразие живых существ порождает в воображении "венца творения" причудливые и далеко негуманные идеи.

Всем известно, что прогрессом движет лень и страх. Благодаря лени создаются бытовые приборы, из-за страха – оружие. История человечества – ни больше ни меньше – история войн, а вместе с человеком эволюционировало и военное искусство.

Доподлинно неизвестно, когда впервые человек решил использовать животных в военных целях. Автор статьи лишь может предположить, что люди раннего палеолита выпускали из пещеры сначала летучих мышей, чтобы узнать, не поджидает ли снаружи какой хищник. Если мыши возвращались – путь свободен. Если же нет, приходилось выпускать старых и больных. Но это лишь предположение.

Обратимся к Библии: "И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады [и] масличные", – Судьи 15: 4–5.

Вот так жестоко, но продуктивно человек, а точнее библейский герой, придумал использовать живность в своих корыстных военных целях.

В античные времена были даже бесчеловечные битвы, когда боевые свиньи сражались с боевыми слонами. Свиньи, к слову, побеждали – брали соперника на измор визгом. А теперь серьезно.

Проект "Голубь"

Шел 1940 год. До вступления Соединенных Штатов в войну оставалось еще больше года. Однако военная промышленность работала как часы, в механизме которых появлялись все новые шестеренки. Биологические шестеренки…

Американский психолог Беррес Ф. Скиннер разработал проект, суть которого заключалась в создании управляемых вооружений "с биологической системой наведения". Для реализации задуманного были выбраны дрессируемые веками почтовые голуби (отсюда и название проекта – "Голубь").

Задумка Скиннера была следующей: система управления ракетой состояла из трех линз, расположенных в носовой части. Птица помещалась туда же. Изображение, поступающее через линзы, проецировалось на экран перед голубем или несколькими голубями, которые сидели в ракете. Уже наученные пернатые должны были клевать в цель, которая появлялась перед их клювами на экране, тем самым направляя ракету и удерживая "прицел" на этой цели.

Ракета с биологической системой наведения голубями
Ракета с биологической системой наведения голубями

Проект просуществовал до 1944 года. Затем его возродили в 1948 году под названием "Оркон" – от Organic Control (органическое управление) – и в 1953 году окончательно прикрыли. На место голубей пришли электронные и электромеханические системы управления полетом ракет.

Есть вероятность, что американцы до использования голубей в военных целях не сами додумались, а "своровали" идею у русских. Если верить "Повести временных лет", впервые "боевых голубей" решила применить княгиня Ольга, мстившая древлянам за смерть своего мужа князя Игоря. Подошла она к мести хитро: предложила людям заплатить за смерть недорогой "пернатой данью" – голубями да воробьями. Народ обрадовался, передал Ольге птиц… А коварная княгиня приказала дружине привязать к лапкам голубей трутики и поджечь их. Как мы знаем, голубь – птица умная, места запоминает хорошо. Так вот, птицы вернулись к родным древлянам и сожгли деревню.

"Мышиные дроны-камикадзе"

Вообще, судя по количеству военных проектов, связанных с животными, американцы оказались самыми изобретательными (читай – негуманными). В разгар Второй мировой, кроме наводящих на цель голубей, (которые, к слову не выживали в ракете, если вдруг кто-то надеялся на мини-систему катапультирования), в США разработали самую маленькую авиабомбу, весом около 15 грамм. Живую бомбу.

Бразильский складчатогуб
Бразильский складчатогуб

Для нее использовались летучие мыши. Автором идеи стал хирург-стоматолог Литл С. Адамс. Где стоматология, а где военное искусство – загадка. Но врач он был непростой, а водил дружбу с женой тогдашнего президента США Франклина Д. Рузвельта. Вот и финансирование получил на "мышиные бомбы", конечно, за гениальность идеи, а не "по блату", как могло показаться.

Идея Адамса была где-то между фантастикой и фантастической жестокостью. Оговорюсь заранее, проект на вооружение не поступил – была выпущена лишь опытная серия данного типа "вооружений".

Итак, летучих мышек охлаждали до дремоты (до 4°C), привязывали к их тельцам небольшие зажигательные бомбы с механизмом замедленного действия. Бомбардировщик в специальных контейнерах сбрасывал спящих рукокрылых. Будучи уже на земле, они просыпались и инстинктивно селились в сараях, на чердаках и в других труднодоступных местах. А потом в определенный момент механизм на мышах должен был сработать. Бомбить такими "бомбами" планировалось японские города. Благо, в 1945 проект свернули и больше никогда к нему не возвращались.

Антитеррористические хрюшки

В начале 2000-ых израильтяне активно разрабатывали проект по дрессировке "боевых свиней". Задумка носила глубоко религиозный подтекст. Для мусульман свинья – "грязное животное", которое, согласно плану, должно было отпугивать исламистских террористов. То есть радикалы должны были "испугаться" совершать диверсии в местах, где на них могут набросится свиньи. Цена для правоверного слишком высока – место в раю и 72 девственницы.

Но проект уже спустя год пришлось закрыть. И все потому что хрюшечки оказались слишком миролюбивы и ленивы. А евреи очень старались, между прочим. Даже в раввинат обращались, ибо свинья – животное "некошерное", согласно Торе, не должно ступать на Землю Израилеву. Ради борьбы с терроризмом раввины дали добро на применение свиней, но все тщетно…

"Млекопитающий" флот

А теперь перейдем к, пожалуй, самому известному "боевому животному".

В самый разгар Холодной войны – в 1960-ые годы – гонка вооружений между США и СССР не ограничивалась лишь ракетами с ядерными зарядами. Державы активно стали пополнять свои военные арсеналы… дельфинами.

"Морская биологическая программа ВМС США", также известная как "Программа ВМС США по использованию морских млекопитающих", стартовала в 1962 году. Однако подготовка началась еще в 1950-ых, когда американский нейрофизиолог Джон Каннингем Лилли провел масштабное исследование дельфинов, доказав, что эти животные превосходно подходят для поиска мин, торпед, подлодок, боеголовок ракет, спутников и других предметов на дне морском.

К слову, американцы после долгих исследований пришли к выводу, что не все дельфины (а протестировать они успели 19 видов) одинаково успешны на службе. Самыми "талантливыми" оказались афалины – благодаря развитой сильнее, чем у других, способности к эхолокации.

С небольшим опозданием от американцев работы по военной подготовке дельфинов начались и в Союзе. В 1965 году ВМФ СССР создал Научно-исследовательский центр в Казачьей бухте близ Севастополя, который изучал возможное боевое применение морских млекопитающих.

Вероятно, решение о начале исследований было принято после того, как в 1965 году один из американских экспериментов стал известен широким массам. До этого Пентагон держал все в секрете. Тогда получивший вскоре всемирную известность дельфин "Таффи" по легенде учений спас водолаза, имитировавшего потерю ориентировки на глубине. Дельфин "протянул" водолазу конец нейлонового шнура, по которому тот мог подниматься на поверхность.

К сожалению, реальное использование дельфинов в Красной армии, а точнее, на флоте, было не столько значительным, как могло бы быть. Начиная с 1975 года и до развала Союза, дельфины патрулировали акваторию Черного моря, состоя на службе 102-го подразделения диверсионных сил или, проще говоря, водолазов-разведчиков Черноморского флота. Как вообще вся это человеко-дельфинья служба функционировала? На корме катера устанавливали рычаг, на который дельфин должен был нажимать при обнаружении боеприпаса.

"Дельфин шел за катером и сканировал эхолокатором грунт. Когда он обнаруживал мину, нажимал на рычаг. Затем он должен был обозначить мину. Дельфину надевали специальный намордник, он нырял к мине и устанавливал возле нее метку", – рассказывал Александр Жбанов, который возглавлял первый в Союзе океанариум в Севастополе в 1986-1990 гг.

После 1991 года исследования и работу с дельфинами свернули.

А вот Штаты успели применить дельфинов в реальных боях. К примеру, точно известно об участии как минимум шести животных в операция "Твердая воля" (Earnest Will) в октябре 1987 года, во время ирано-иракской войны.

Боевой дельфин программы U.S. Navy Marine Mammal Program по кличке KDog, выполняет разминирование в Персидском заливе во время войны в Ираке
Боевой дельфин программы U.S. Navy Marine Mammal Program по кличке KDog, выполняет разминирование в Персидском заливе во время войны в Ираке

Однако, по данным советской разведки (американская сторона официально не подтверждает информацию), во время боевых действий во Вьетнаме дельфины ликвидировали несколько десятков вьетконговских диверсантов, поражая их отравленными стилетами, либо срывали у них с лиц дыхательные аппараты, а иногда просто выталкивали на поверхность – под прицелы находившихся на кораблях матросов.

Журналистские зообайки

После вхождения Крыма в состав России исследования и подготовка боевых дельфинов близ Севастополя возобновилась. В 2016 году на сайте государственных закупок появился заказ на покупку пяти дельфинов для Министерства обороны.

С тех пор в западных СМИ периодически появляются интересные зарисовки – то ли потуги на журналистские расследования, то ли просто анекдоты. Так, в октябре этого года вышла занимательная статья под заголовком "Секретное оружие России на Украине: дельфины?"

Автор материала, некий Блейк Стилуэлл, рассказывает: "…для защиты Севастополя (в рамках СВО – прим. Baltnews) Россия не использует подводный дрон "Посейдон" с ядерной силовой установкой. Она использует дельфинов-убийц".

Гипотетически представить, что заблудший водолаз встречает "боевого дельфина" и последний с ним расправляется, еще как-то можно. Но не легче ли в наше развитое технически время пустить подводного робота-разведчика? Кроме того, бытует миф о дрессированных дельфинах-камикадзе.

Это запишем в список не выдерживающих критику теорий. Во-первых, это до одури негуманно. Во-вторых, если абстрагироваться от этической составляющей идеи, она и технически так себе. Ну, сколько можно закрепить взрывчатых веществ на одном дельфине? Считать мы, конечно, не будем, но всяко меньше, чем 400-килограмовая торпеда. Да и любой локатор, к примеру, на подлодке, дельфина заметит, не торпедная у него, однако, скорость. А если заметит, то и ликвидирует, соответственно.

И вообще, как дельфин отличает обычного гражданского пловца от вражеского? Никак. Дельфины, конечно, гениальные создания, которые и во сне работают (одно полушарие мозга спит, а другое – нет), но не настолько.

В любом случае, истерия с "путинскими боевыми дельфинами-убийцами" – не больше, чем журналистская байка. Кстати, в применении таких вот "вооружений" в начале этого года обвинили и Израиль.

Тогда в сети появилось видео, которое выложило движение ХАМАС. На видео показан прибор, который находился на пасти дельфина. То есть, как утверждает ХАМАС, Израиль готовит не просто подводных убийц, а чуть ли не отряд млекопитающих сионистов.

В общем, дельфины весьма популярны в этом году. А их супер-способности толкают людей не только на изучение этих самых способностей, но и на сочинение всякого рода сказок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме