Уходящий год начинался для правительств прибалтийских республик с серии экономических выстрелов в ногу. Как всегда, власти объясняли это, апеллируя не к бухгалтерским расчетам, а высоким материям.
Правительство Литвы решило разорвать с 1 февраля договор между госкомпанией Lietuvos geležinkeliai (Литовские железные дороги) и "Беларуськалием", который тоже контролируется государством, но, естественно, не литовским. Соглашение касалось транзита калийных удобрений. Официальное обоснование – "интересы национальной безопасности".
Забавное понимание национальной безопасности. Прекратить сотрудничество с одним из ключевых экономических партнеров, который обеспечивает немалую часть загрузки и для железных дорог, и для порта Клайпеды. Речь точно об интересах Литвы?
Республика неспособна сама генерировать нужные объемы грузов для обеспечения работой своих транспортников. В Литве порты и железные дороги – это транзитный инфраструктурный бизнес для партнеров из других стран. Поэтому, несмотря на громкие слова политического руководства и его резкие действия, можно ожидать, что будут попытки наладить транзит тех или иных товаров из Белоруссии по каким-то новым схемам.
И это не обязательно касается только удобрений и транзита. К примеру, недавно литовские журналисты выяснили, что вильнюсская компания Vievis официально завозит в страну древесные гранулы из Казахстана и Киргизии. На самом же деле гранулы белорусские.
Санкции санкциями, а сырье для производств нужно. Не исключено, что в будущем мы узнаем и о перевалке какой-то новой номенклатуры через порт Клайпеды, либо старой, но как бы не белорусской. Литовский президент Гитанас Науседа может долго вещать о недопустимости сотрудничества с Минском. Но деньги и рабочие места стране нужны.
Предстоит как-то решать и вопрос с белорусскими нефтепродуктами. Остановка их транзита через Прибалтику невыгодна и Минску, и северным "партнерам". Как известно, почти в начале года эстонский премьер Кая Каллас беспокоилась ростом белорусских поставок нефтепродуктов через ее уютную северную страну на берегу Балтийского моря.
Оказалось, что в 2021 году поток белорусских нефтепродуктов увеличился там почти в три раза за счет переброски транзита, который ранее приходился на Латвию. И вот правительство Эстонии постановило, что перевалку данной продукции надо прекратить. Оказалось, что через страну шла не санкционка, а то, что не попало под запреты ЕС.
Это нефтепродукты под таможенным кодом 2707. Таллин решил победить в социалистическом, то есть в санкционном, соревновании и дополнительно ввести санкции на эту продукцию на местном уровне. Речь идет о толуоле, бензоле и других веществах, которые почему-то Брюссель не запретил импортировать из Белоруссии.
Запрет на принятие таких грузов означает их переход к конкурентам. Главным образом в порты Ленобласти и Санкт-Петербурга. А может быть и в латвийские порты. Плюс к этому Белоруссия получила импульс для еще большего развития промышленности. Речь о глубокой переработке нефтепродуктов и превращении их в химические. Это дело не одного дня. Но это почти неизбежный сценарий, как и то, что компании Прибалтики будут тихо соглашаться на перевозку подобных грузов, а возможно на перепродажу их в другие страны Евросоюза.
Отдельная тема – прибалтийские бизнесы в Белоруссии и проекты прибалтов с участием скандинавского и финского капиталов. Некоторые компании, боясь санкций в ЕС, попробовали втихую сбежать с белорусского рынка. Но не тут-то было.
В ноябре 2022 года во время поездки в Витебскую область белорусский президент Александр Лукашенко заявил: "Чтоб я близко не видел ваших больше здесь литовцев, финнов и прочих. Мы знаем, как они заходили и как они побросали все и повыходили… Одни сбежали финны, а литовцы бегают ищут, как это чтобы не бросить предприятие, а его хорошо продать… Никто ничего не продаст с иностранным капиталом. Это будет национализировано".
Ряд бизнесов из Прибалтики и Северной Европы сразу поняли этот прозрачный намек. Финские собственники, например, официально заявили, что не будут продавать компанию "Лидское пиво" в ближайший год. Кстати этот проект в Белоруссии сделан во многом руками литовских менеджеров из дочерних структур крупного финского холдинга.
Поэтому у других подобных компаний осталось только два варианта: не продавать, а именно терять свои бизнесы в Белоруссии, либо серьезно заниматься ими и приспосабливаться к новым непростым экономическим условиям.
Литовская группа Arvi не первый месяц пробует продать предприятие по переработке мяса индейки в Гродненской области. Не исключено, что компания перейдет или в руки государства, или дружественных инвесторов. Литовец Видмантас Кучинскас, который начинал проект, довел фабрику до больших долгов. И к нему есть вопросы даже у родной литовской прокуратуры. В 2020 году его задержали в Словении и депортировали в Литву.
В сфере деревообработки в Белоруссии долгое время работала литовская Vakaru medienos grupe (VMG). В 2022 году группа заявила, что приостанавливает деятельность белорусских дочерних структур. VMG тоже предстоит сделать выбор, о котором сказано выше. Равно как и эстонским коллегам, работающим в этой сфере, а также сети магазинов MartInn ("Марцін").
Сомнительно, что западные партнеры предложат всем этим бизнесам весомые компенсации за полный уход из Белоруссии, равно как и прибалтийским портам и наземными перевозчиками. Транзитная и другие экономические отрасли рано или поздно заставят представителей стран Прибалтики сесть за стол переговоров с Минском. Другое дело, что это не обязательно будет афишироваться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.