Ей враги не нужны – она сама справляется: как разрушается британская экономика

Риши Сунак
© AP Photo / Tolga Akmen

Илья Круглей

Brexit был недостаточной мерой для спасения экономики Англии. Даже после отсоединения от Евросоюза, где бушует кризис, у Соединенного Королевства падают производственные мощности, энергия дорожает, а покупательская способность населения снижается.

Прошло более ста дней со дня вступления Риши Сунака на должность премьер-министра Великобритании. На этой неделе он выступил на торжественном ужине, пытаясь заверить возглавляемую им партию Консерваторов в том, что он может улучшить электоральные перспективы.

Есть ли чем гордиться? Его не сбросили поста, как Лиз Трасс в течение 40 дней – это уже достижение по нынешним британским меркам. А вот в экономике все плохо: автопроизводство падает, энергия для предприятий и домохозяйств продолжает дорожать, инвестиции, особенно в нефтегазовый сектор, исчезают, даже политика декарбонизации буксует настолько сильно, что эко-активистов приходится затыкать, разгоняя демонстрантов и арестовывая их.

А еще в глаза бросается крайне неприятный факт – по данным МВФ, экономика Соединенного Королевства упадет в 2023 году более чем на полпроцента. Это означает, что прогноз для экономики Великобритании на этот год хуже, чем для России, которую, напомним, весь Запад уже несколько лет последовательно давит санкциями.

Как же так вышло, что Лондон чувствует себя намного хуже Москвы? У него ведь не отбирают $300 млрд, как в случае с российскими активами в США, у его нефтегазовых компаний не забирают нефтеперерабатывающие заводы и дочерние компании (привет национализации Gazprom Germania). В Великобритании не взрывают газопроводы или другие коммуникации, более того, Лондон даже не ведет сейчас никаких военных операций.

Что пошло не так?

Многие эксперты и экономисты по обе стороны Атлантики еще во время Brexit уверяли, что Лондон все правильно сделал, отсоединившись от Евросоюза. Уже тогда многие пророчили возникновение серьезных проблем в ряде отраслей ЕС, следовательно, Лондону было бы логично не тратить ресурсы для поддержания экономики Евросоюза. Во многом такие эксперты оказались правы.

Напомним, энергокризис разразился в Европе задолго до СВО России на Украине. Цены на газ в Старом свете выросли в три-пять и более раз еще в середине 2021 года. Увеличение доли возобновляемой энергетики (ВИЭ) в балансе Евросоюза, как оказалось, никакой стабильности и низких цен на электричество не принесло. Наоборот. Сбои стали обычным явлением, а коммунальные счета с лета 2021 года начали расти в ряде европейских стран пугающими темпами. Санкциями против РФ (а потом и взрывами газопроводов) Запад лишь усилил и без того довольно мощный кризис.

Казалось бы, Великобритания сделала все правильно. К тому же доля импорта угля и газа из РФ у нее все же меньше, чем у той же Германии. Увы, даже Brexit оказалось недостаточно, поэтому у экономики Соединенного королевства сейчас примерно такой список проблем:

  • число обанкротившихся компаний в Англии и Уэльсе в 2022 году подскочило на 57%. Это самые плохие показатели с 2009 года;
  • Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что британская экономика оказалась в этом году самой слабой среди экономик высшего звена;
  • в 2023-м, по данным МВФ, экономика Британии упадет на 0,5%, что хуже, чем самые пессимистичные прогнозы в отношении России;
  • энергетические субсидии для предприятий в Великобритании в следующем финансовом году составят 5,5 млрд фунтов стерлингов (это явно снижение финпомощи, ведь с марта по октябрь 2022-го на эти же цели было потрачено 18 млрд);
  • французская нефтегазовая Total Energies заявила, что сократит инвестиции в добычу Великобритании на 25% (ее продублировали и другие крупные компании);
  • производство автомобилей в стране снизилось в 2022 году на 10% до 775 тыс. единиц, что стало худшим показателем с 1956 года.

Экономика не "ломается" без причины

Сразу подчеркнем, что это далеко не полный список. Однако, прежде чем продолжить его, следует разобраться в причинах всех этих проблем, ведь не могли же они появиться в стране с довольно мощной экономикой на ровном месте.

Первое и самое главное – это сложности в энергетическом секторе. И нет, Россия, если посмотреть хотя бы на пару цифр и простых фактов, оказалась ни при чем. Да, РФ поставляла большой объем дизтоплива в Британию. Если брать показатели до пандемии, то это примерно 15-18% импорта Соединенного королевства. Если брать все типы нефтепродуктов, то это уже почти 24% в 2021 году, а нефти и газа – 5% и 6% соответственно. Безусловно, Москва была важным поставщиком энергетического угля (около 54% от всего импорта Лондона в 2021 году). Но правительство (хоть и менялось часто) Британии само решило остановить эти поставки, наложив санкции против РФ.

Можно, конечно, сказать, что Москва – это агрессор, с ней по-другому нельзя. Правда, можно тут же вспомнить о том, как Лондон поддерживал евромайдан в 2014-м, настраивал Киев против России, снабжал его оружием (не только сейчас, а последние 9 лет), призывал Украину бороться с РФ всеми доступными средствами (хотя раньше эти страны были дружественными и являлись крупнейшими друг для друга торговыми партнерами). Кто заставлял Великобританию проводить политику, заложником которой "Туманный Альбион" в итоге сам же сегодня и стал? Ну… если быть честным, то понятно кто (хитро смотрим на запад – по другую сторону Атлантики), но разве обязательно Лондону было доводить до такой крайности?

Следующая причина экономических проблем – отсутствие четкого плана развития экономики, основанной на "зеленой" энергетике. Лондон решил запретить продажи и производство авто на бензине и дизеле к 2035 году. Но есть проблема – электромобили EV до сих пор дороже, чем авто на двигателе внутреннего сгорания (ДВС).

Полупроводники дорожают, в мире наблюдается дефицит микрочипов, батареи стоят баснословных денег (литий, необходимый для их производства, в 2023 году стоит около $80 000 за тонну, хотя в 2022-м стоил $8 000). Разумно ли переводить автопарк страны на электротягу в таких условиях? Нет. Но правительство Британии все равно это делает.

Разумно ли десятилетиями не инвестировать даже не в модернизацию, а хотя бы для поддержания в нормальном состоянии в атомную отрасль? Как оказалось, неразумно. Но Лондон это делал годами.

Национальная сеть Великобритании начала платить домохозяйствам за отключение их сушильных машин, телевизоров и электрических печей, чтобы уменьшить угрозу отключения энергии этой зимой. Причина – нехватка энергии, в том числе от устаревающих АЭС.

В стране есть план по увеличению выработки энергии с 7 ГВт до 24 ГВт к 2050 году и утверждения восьми новых реакторов АЭС к 2030 году. Но каждый из таких проектов приходится "выбивать" из политиков, которые больше заняты "зеленой" энергетикой.

Проблема в том, что атомная отрасль не может развиваться фрагментарно, нужен комплексный план на десятилетия, а не проект одного реактора, а потом через год-два еще один. Это так не работает. Увы, но в Лондоне предпочитают задумываться о работе АЭС только сейчас и лишь в случае с отдельными объектами вроде финансирования реактора на Sizewell C (решение о постройке примут к концу этого года).

Недавно в датском Saxo Bank вообще пришли к печальному выводу: "Этой зимой Британия должна смириться либо со скачками генерации эквивалентной 15 АЭС, либо компенсировать это закупками СПГ, причем неважно, сколько за него придется заплатить". Да, сейчас сжиженный газ на спотовом рынке ниже в цене, чем полгода назад, но это все равно намного дороже, чем стоимость углеводородов в 2020-м и ранее.

В итоге приходится компенсировать это даже грязным с экологической точки зрения углем, от которого Лондон еще вчера думал полностью отказываться. Национальная электросеть Великобритании (NG) уже рекомендует трем объектам, работающим на угле, быть готовым к срочным включениям на полную мощность.

В NG даже заявили, что задействуют новую схему работы "Услуга гибкости спроса", суть которой – клиенты получают субсидии, если соглашаются использовать меньше энергии в периоды пикового спроса. Кстати, 26 поставщиков (названия компаний пока неизвестны) энергии уже согласились работать при таких условиях.

Быстро решить проблему не получится

Еще раз повторимся, в стране не идет война, нет техногенной катастрофы, ее не давят санкциями. Все эти проблемы вызваны исключительно политическими решениями, где логика отходила на второй план, а декарбонизация, русофобия и банальный популизм ради ситуативной победы на выборах были на первом месте.

В итоге правительство Британии снижает финансовую помощь для компаний на траты за энергию. Сейчас это работает так: есть ограничение цены на электроэнергию и газ на уровне 211 фунтов за МВт*ч и 75 фунтов за МВт*ч соответственно до конца марта. В ближайшее время правительство разрешит компаниям устанавливать какую угодно стоимость на газ и электричество. Вместо ограничений для потребителей будет скидка:

  • 19,61 фунтов за МВт*ч на электричество, если оптовые цены будут выше 302 фунтов за МВт*ч;
  • 6,97 фунтов за МВт*ч на газ, если оптовые цены будут выше 107 фунтов за МВт*ч.

"Понятия "хуже" или "лучше" все же относительные, когда мы говорим об экономике. МВФ сравнивает свои прогнозы по России и Великобритании и имеет в виду тот факт, что ВВП РФ в 2023 году сократится менее, чем в Британии. У России есть возможность продавать сырье на экспорт, пользуясь периодом высоких цен, что даже при скидках на нефть и санкциях дает определенную устойчивость показателям ВВП", – рассказал в комментарии для Baltnews Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

Он также добавил, что в Великобритании говорят о технической рецессии, которая обычно наступает при снижении ВВП два квартала подряд. В третьем квартале 2022 года ВВП Англии снизился на 0,2%, окончательных данных по четвертому кварталу пока нет. Но Минфин Соединенного Королевства пересмотрело свои прогнозы и вместо снижения на 0,3% ожидает рост на 0,1%. Тем не менее ВВП в 2023 году должен снизиться на 0,5-1,4% (прогнозы пока разные). Прогноз МВФ по России предполагает сокращение ВВП в 2023 году на 0,3%.

"Причина – в росте инфляции до рекордного за многие десятилетия уровня (11% в 2022 году вместо привычных 1-1,5%). И хотя инфляция снижается, в первом квартале она ожидается на уровне 9,7%, а к таргету вернется не ранее 2025 года (так говорит британский Минфин). Рост цен на товары и продукты связан с резким подорожанием энергоресурсов. Кроме того, замедление экономики Англии связано с Brexit: привычные условия ведения бизнеса, в том числе операции импорта-экспорта, пришлось пересматривать в связи с выходом Британии из Евросоюза. Как предупреждали аналитики, этот политический демарш привел к замедлению экономики и даже временным перебоям в поставках продуктов питания и товаров первой необходимости (в первое время после отсоединения острова от ЕС)",– объясняет Артем Деев.

Высокие цены на энергоносители, рекордная инфляция, увеличение безработицы, падение потребительского спроса, тенденция к росту банкротств предприятий разных отраслей, необходимость сокращения расходов государства (медицина, образование, социальная политика) – все эти факторы привели к тому, что Британия, финансовый центр мира, оказалась в состоянии рецессии.

"Поскольку тенденций к снижению мировых цен на сырье (из-за санкций против РФ и общей разбалансировки рынка) не наблюдается, выходить из этой ситуации Лондону придется не один год", – заключил эксперт.

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме