США сбили китайский воздушный шар, который неделю летал над американской территорией.
Впервые он вошел в американское воздушное пространство над Аляской 28 января, затем дрейфовал над Канадой, а через несколько дней вернулся в Соединенные Штаты. Позднее был замечен второй китайский воздушный шар-шпион – на этот раз над Южной Америкой, а также над Коста-Рикой и Венесуэлой.
Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что шар использовался для слежки за стратегическими объектами на территории страны.
Пентагон предпочитал не заявлять о "шпионской угрозе" слишком громко, поскольку все эти дни с момента обнаружения попросту не мог его сбить. Как считает ряд российских экспертов, он молчал бы и дальше, если бы его не заметили рядовые американцы, устроившие шумиху в соцсетях. А не обращать внимание уже было нельзя, когда над Айдахо и Монтаной на некоторое время даже закрывали аэропорт из-за инцидента. В конце концов американцы смогли сбить аэростат ракетой AIM-9X Sidewinder, запущенной с истребителя F-22.
В минувшее воскресенье Китай выразил резкое недовольство по поводу попытки США сбить не представляющий опасности гражданский аэростат, назвав действия Вашингтона "чрезмерной реакцией" и пообещав оставить за собой "право на необходимые действия".
Раздувая непреднамеренную аварию, Вашингтон добавляет новые неопределенности в и без того напряженные отношения с Китаем, а также создает "плохой прецедент", пишет Global Times. Хотя США знают, что этот аэростат безвреден, они настояли на том, чтобы сбить его, чтобы сохранить свое доминирующее положение.
Не то чтобы инцидент с аэростатом являлся беспрецедентным в истории отношений США и КНР. Как пишет Bloomberg, китайские аэростаты пролетали над континентальной частью США как минимум три раза при Дональде Трампе, но не были замечены до тех пор, пока Байден не вступил в должность.
Fox News, в свою очередь, сообщил: китайский "шпионский" аэростат потерпел крушение у побережья Гавайских островов четыре месяца назад, по крайней мере, один воздушный шар пролетел над Техасом и Флоридой при Трампе.
Острую ситуацию создал именно недавний инцидент, поскольку китайский воздушный шар пролетел над одним из трех позиционных районов, где располагаются американские баллистические ракеты средней дальности. Представлять военную угрозу для США хотя бы теоретически аэростат вряд ли способен, но был нанесен удар по престижу американских ПВО, а значит, по престижу.
Впрочем, США своей чрезмерно острой реакцией и сами нанесли ущерб своему имиджу, выставив себя бумажным тигром. Если бы воздушные шары были такими же эффективными, как спутники для наблюдения, они бы давно появились в списке закупок Пентагона. А вот спутников, собирающих разведданные, у Пентагона хватает, но в Белом доме об этом не говорят.
Инцидент выделяется на фоне прочих еще и тем, что он произошел по совпадению (а, может, и нет) с очередным историческим визитом госсекретаря Энтони Блинкена в Пекин, где он хотел передать Си Цзиньпину послание от Джо Байдена, – первой личной встрече госсекретаря США и председателя КНР за последние шесть лет. Визит, разумеется, пришлось отменить. Это, вдобавок к визиту спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань, подрывает возможность диалога Вашингтона и Пекина.
На 15 февраля в Сенате США намечен секретный брифинг по Китаю и сбитому аэростату. В ходе брифинга сенаторы ожидают услышать, последние факты об аэростате и о том, как может выглядеть внешняя политика США, связанная с Китаем.
С внешней политикой придется определиться и континентальной Европе, которая оказалась в затруднительном положении. Хотя КНР явно не спешит занимать сторону Евросоюза в вопросах санкций против России, европейские страны не стали открыто высказываться в поддержку Вашингтона – видимо, чтобы не злить Пекин.
Исключение составила лишь Эстония, чей глава МИД Урмас Рейнсалу заявил: "Я поддерживаю операцию США по защите своего суверенитета. Я полностью осуждаю провокации, ставящие под угрозу национальную безопасность США".
В этой связи американское издание Politico написало: "Эпопея с китайским аэростатом чревата для Европы всевозможными неприятностями... В связи с ухудшением отношений между двумя супердержавами Белый дом будет усиливать давление на Европу, чтобы они объединились в борьбе против Китая в то время, как многие страны ЕС надеялись на потепление отношений с ним".
Внешняя политика ЕС в 2023 году может определяться тем, что закончится раньше: нерешительность Европы в отношении Китая или желание США обеспечивать военную безопасность Европы, заключает издание.
А причин беспокоиться о сохранении отношений с Пекином у Брюсселя хватает. Европа становится все более зависимой от Китая в торговле. Согласно данным Eurostat, Китай был третьим по величине направлением экспорта товаров из ЕС, на долю которого приходилось 10% от общего объема. Более того, Китай является крупнейшим источником импорта в Европе, на его долю в 2021 году пришлось 22%.
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец полагает, что до острой фазы конфликта США и КНР дело не дойдет, однако проблемы будут у всех сторон треугольника США – ЕС – КНР.
– Стратегические отношения у этих стран плохие очень давно, и это всем известно. Соединенные Штаты объявили Китай своим стратегическим противником надолго – на много лет вперед. Россия – непосредственная угроза здесь и сейчас, Китай – угроза стратегическая. Связана она с тем, что Китай – единственная держава, которая может стать первой экономикой мира взамен Штатов, а американцы этого, понятное дело, не хотят.
Понятно также, что они пытаются остановить рост Китая или, по крайней мере, задержать, а Китай сопротивляется. Стал ли ближе конфликт Китая с Америкой? Нет. Во-первых, у Китая нет ресурсов для гегемонии в мире – экономических, политических, каких хотите.
Во-вторых, он очень сильно зависит от Запада и от Европы, в частности. В случае объявления ему санкций, так как китайская экономика торговая, она не выдержит, в отличие от российской, которая более независима и ориентирована на сырье. Задушить Китай экономически гораздо проще, чем Россию. Но Соединенные Штаты не заинтересованы в том, чтобы задавить Китай сегодня.
Без Китая экономика Европы и Соединенных Штатов существовать не может. В Европе и Америке не производится целый класс товаров ширпотреба и не только, например, запчастей для автомобилей и прочей техники. Если завтра объявить санкции Китаю – это значит, что американская экономика попросту остановится. Те же самые смартфоны – не прямо Китай, но с его участием.
История с [китайскими] запчастями для мебели была в 2020 году, когда остановилась китайская фабрика, которая снабжала весь мир фурнитурой для мебели, и в Европе остановилось производство мебели из-за того, что нет запчастей – их делают только в одном месте. Та же история была с автомобилями, тоже в 2020-м году. Опять же, в Китае остановился завод, производящий электронные запчасти для автомобилей – вся автомобильная промышленность оказалась в коллапсе.
То есть сегодня Европа, Китай и Америка связаны между собой, и давить на Китай они не могут. Если бы не это, то давно бы надавили. Освободиться от этой зависимости они тоже не могут. Китай становился мастерской мира на протяжении нескольких десятилетий, и такой же срок нужен, чтобы переориентировать все международные цепочки поставок товаров с Китая на другие страны. Это не быстро. Поэтому эти страны связаны между собой.
Они тесно взаимодействуют. Да, между ними есть конфликт, но этот конфликт не дойдет до открытой и жесткой фазы. Да, Штаты хотят, чтобы Европа участвовала в их усилиях по торможению Китая. Но европейцы не хотят, потому что, как несколько раз заявляли те же немцы, они не намерены участвовать в экономической войне против Китая, потому что он для них крупнейший экономический партнер.
Соответственно, такая ситуация с перетягиванием каната продлится и дальше, в тихой и подковерной форме.
Что касается этого аэростата, действительно, имели право сбить его над своей территорией. У них было подозрение, что это аэростат-шпион, что он пролетал над американскими военными базами, и даже если это не так, объяснить это простым американцам невозможно.
Трамп и республиканцы использовали эту историю для того, чтобы показать слабость Байдена: вот, над нами летает аэростат-шпион, никто не знает, шпион это в реальности или нет, ничего с этим сделать нельзя. Поэтому у американцев не было шансов его не сбить, и сейчас американцам, администрации Байдена необходимо проявить жесткость по отношению к Китаю, чтобы их не обвинили в мягкотелости или потакании китайским интересам.
Поэтому у Соединенных Штатов нет шансов не ухудшать отношения с Китаем, с одной стороны. С другой стороны, они не готовы зайти слишком далеко в этом ухудшении. Ухудшение будет демонстративным, на уровне политических демаршей, таких как отмена визита Блинкена и так далее.
То есть последствия не будут слишком серьезными, поскольку сегодня Соединенные Штаты и Европа без Китая обойтись не могут. Эта ситуация продлится еще много лет, если им вообще как-то удастся спрыгнуть с китайской иглы, возможно, не удастся никогда. Пока они зависят от Китая, отношения останутся приемлемыми, будет сотрудничество вперемежку с напряженностью.
– Согласны ли вы с предположением, что Вашингтон будет сильнее давить на экономику ЕС? Сначала Байден подписал Акт о снижении инфляции, которым в Европе явно недовольны, а теперь это…
– Не думаю, что эти вещи связаны. Давление на Европу, перетягивание бизнеса из Европы – это само собой, но это отдельно. А конфликт с Китаем – это отдельно. Да, американцы хотят разрушить отношения между Китаем и ЕС, это правда.
Среди прочего, наверное, разрушение китайско-европейских отношений будет работать и на экономическое разрушение Европы, к которому американцы стремятся. Но это вторичный результат действий американцев, а цель, к которой они главным образом стремятся, – разрушение Китая в силу очевидных геополитических проблем.
Но я не думаю, что американцы будут прилагать специальные усилия, чтобы разрушить отношения между Европой и Китаем. Я думаю, что это будет происходить в рамках общей политики против Китая, и американцы заставят Европу следовать в своем антикитайском фарватере. Но причина – вовсе не уничтожение европейской экономики, а Китая.
– Однако следование в антикитайском фарватере не пойдет на пользу странам Евросоюза?
– Европе, да, конечно, не пойдет на пользу, но обострять отношения с Китаем ради удушения Европы американцы не будут. Они будут делать это, чтобы сдержать развитие Китая, а не для того, чтобы выдавить из Европы какие-то деньги.