Действие так называемой зерновой сделки, призванной помочь Украине в условиях перебоев, вызванных специальной военной операцией (СВО) России, поставлять на мировой рынок зерно и прочую сельхозпродукцию истекает 18 марта.
Как и зачем появилась зерновая сделка
Представители России, Турции, Украины и ООН 22 июля подписали в Стамбуле соглашения о снятии ограничений на экспорт российской сельхозпродукции и содействии вывозу украинского зерна из Черноморских портов. В основном это пшеница, но также кукуруза и ячмень.
Нужда в сделке возникла на фоне кризиса на продовольственных рынках, в свою очередь, вызванного невозможностью вывоза продукции через морские порты из-за боевых действий. А вывозить желательно морским путем, поскольку альтернативы означают более долгий срок поставок при большем использовании транспортных ресурсов.
"Большая семерка" ожидаемо обвиняет Россию в том, что она якобы препятствует экспорту из Украины и не пропускает баржи с продовольствием. Однако эти страны "забывают", что акваторию заминировали украинские военные – причем наспех, даже без составления карт. В таких условиях едва ли может идти речь об использовании морских портов. К тому же ряд портов блокируется Киевом.
Действия украинской стороны, впрочем, не отменяют необходимости найти решение проблемы. Решение было у России – она предложила отправлять грузы через гуманитарные коридоры, но Киев на сотрудничество не пошел.
Между тем последние месяцы мы слышали от мировых СМИ одно и то же: надо срочно вывезти зерно из Украины. Всего речь идет о 23 миллионах тонн.
По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Украина занимает пятое место по экспорту пшеницы (Россия по этому показателю на первом месте). Вместе же эти страны обеспечивают 19% мировых поставок ячменя, 14% – пшеницы и 4% – кукурузы. В сезоне-2021/22, который начался с июля, на долю Украины пришлось 10% мирового экспорта пшеницы, России – 16%, свидетельствуют данные иностранной сельскохозяйственной службы Минсельхоза США.
Планировалось, что этот груз пойдет на нужды развивающихся стран, которые оказались на грани продовольственного кризиса. В основном это жители Африки, Азии и Латинской Америки. Зерновая сделка была призвана вернуть украинские и российские продукты на рынок и облегчить продовольственный кризис.
А вот как оказалось на этот раз, наглядно показано в занятной инфографике, составленной РИА Новости на основе данных ООН, – 40% злаков, вывезенных по Черноморскому коридору, поступило не в беднейшие страны мира, а в ЕС – в страны, которые ввели против России санкции, причем по демпинговым ценам.
К слову о санкциях – у сделки есть и оборотная сторона. Она представляет собой лишь часть пакетной договоренности, которая в том числе предусматривает разблокировку российского экспорта продовольствия и удобрений. Москва отмечала, что именно это выполнено не было – есть только обещания ООН, что ограничения снимут.
Сейчас переговоры по сделке продолжаются, и РФ намерена добиваться от партнеров выполнения взятых на себя обязательств. Но если посмотреть на ситуацию со стороны "партнеров" – зачем экспортировать из России, она ведь за товар потребует полную цену, если можно выкачивать его из Украины, пользуясь ситуацией, а излишки продавать третьим странам втридорога?
Коридоры солидарности
Зерновая сделка – не единственный инструмент, используемый Евросоюзом для вывоза зерна из Украины. В мае стало известно о создании инициативы, известной как "Коридоры солидарности" (Solidarity Lanes). Так еврочиновники цинично назвали логистические коридоры для вывоза украинского зерна на Запад.
Создать их предложил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель под предлогом того, что хранилища Украины из-за невозможности экспортировать зерно заполнены до предела. Ну, а Евросоюз, так и быть, взял на себя миссию помочь Киеву облегчить это "бремя", а заодно "содействовать экспорту украинского продовольствия в нуждающиеся страны".
Суть инициативы заключается в облегчении экспорта через Польшу, Румынию и Венгрию. Речь идет прежде всего о бюрократических послаблениях и отмене таможенных пошлин на агропродукцию из Украины. Предусмотрены также инфраструктурные меры, такие как дополнительные мощности для погрузки зерна или склады временного хранения.
С момента принятия инициативы из Украины было вывезено более 15 миллионов тонн украинских сельскохозяйственных товаров (зерно, масличные культуры и сопутствующие товары) автомобильным, железнодорожным транспортом и через порты. Вместе с т.н. Черноморской зерновой инициативой объем достигает 25 млн тонн.
В некоторых странах ЕС импорт украинской пшеницы по сравнению с 2021 г. увеличился "в несколько сотен или даже несколько тысяч раз".
Огромный объем роста украинского экспорта пшеницы, рапса, кукурузы и других культур наблюдается в таких странах, как Румыния, Венгрия, Болгария, Польша, Словакия. Так, импорт украинского подсолнечника в одну только Болгарию увеличился с около 3 тыс. тонн в 2021 г. до 892 тыс. тонн в 2022 г. Всего импорт зерна из Украины в ЕС в 2021 г. составил 287 тыс. тонн, в 2022 г. этот показатель вырос до 2,849 млн тонн. Данные привел еврокомиссар по сельскому хозяйству Януш Войцеховский.
Между тем, как сообщил в октябре министр сельского и лесного хозяйства Турции Вахит Киришчи, лишь 5,6% из вывезенных с Украины зерновых в рамках "продуктовой сделки" было отправлено в бедные страны.
"С 1 августа, когда с Украины вышло первое судно, по 15 октября 63% вывезенных из Черноморских портов зерновых отправлено в страны Европы, 24% – в Азию и 13% – в Африку. Из вывезенных 7,5 млн тонн сельхозпродукции только 5,6% направлено бедным странам. Одной из самых бедных в мире стран – Джибути – поставлена всего 541 тонна зерна", – приводит слова министра телеканал ТРТ.
Согласно подсчетам ООН, 52,6% зерна поступило в Европу и Центральную Азию, 24,8% – в Азиатско-Тихоокеанский регион, 14,3% – на Ближний Восток и в Северную Америку, а 2,6% – в государства, расположенные к югу от Сахары.
Такие вот "нуждающиеся страны". С другой стороны, за один только период 2014-2022 гг., по данным Еврокомиссии, ЕС выделил Украине более 17 млрд евро, а с начала СВО ЕС и его финансовые институты мобилизовали более 37 млрд евро. И это не считая военной помощи, которая насчитывает более 3,6 млрд евро. Едва ли страны ЕС рассматривают Киев в качестве надежного должника, поэтому пытаются получить от него "плату", пусть даже в такой форме.
Ситуация, только в меньших масштабах, сильно похожа на 1918 год, когда из Украины в Германию и Австро-Венгрию было вывезено 113 тысяч тонн муки (около 9300 вагонов хлеба), около 30 тысяч вагонов продуктов и сырья. Тогда немецкий генерал Гофман говорил: "Вся Украина меня интересует до ближайшего урожая. А там черт с ней". История, как мы видим, повторяется.
Что-то пошло не так
Впрочем, на этот раз извлечение зерна из Украины обернулось проблемами и для самих европейских "благодетелей". В январе этого года стало известно о сбоях в реализации этой благородной инициативы.
Многократный рост импорта из Украины стал проблемой, поскольку зерно, предназначенное для Северной Африки и Ближнего Востока, стало "застревать" в европейском "коридоре солидарности".
В этой связи Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Словакия и Чехия обратились к Брюсселю с просьбой предпринять шаги для смягчения проблем, вызванных увеличением импорта украинского зерна в регион. Они заявили, что этот приток снизил цены и нанес ущерб местным фермерам. Страны потребовали, чтобы импортируемое зерно не задерживалось у непосредственных соседей Украины.
"Брюссель не заступается за венгерских и центральноевропейских фермеров и не предоставляет никакой помощи, которая защитила бы венгерских, румынских, польских или болгарских производителей", – заявил глава венгерского Минсельхоза Иштван Надь.
По его словам, "мед и мясо птицы, поступающие с Украины по заниженным ценам, также вытесняют венгерскую продукцию с традиционных экспортных рынков".
Неудивительно, что местные фермеры взбунтовались. Так, в июле прошлого года сообщалось о протестах в Подкарпатском воеводстве, беднейшем регионе Польши. В феврале уже этого года фермеры в знак протеста пригнали тракторы в центр Варшавы, требуя снижения налоговой нагрузки и расширения господдержки. В Болгарии производители зерна призвали прекратить импорт украинской пшеницы. Протестующие, принимавшие участие в демонстрациях в трех областях страны, заявили государственному радио БНТ, что отечественная пшеница не может конкурировать с украинской импортной, поскольку она примерно на 30% дешевле.
А ведь фермерство сильно зависит от доходов от сельхоздеятельности и к тому же составляет основу электората правящей в Польше партии "Право и справедливость".
Проблемы есть и у самой Украины. Специалисты Национальной академии аграрных наук Украины дали неутешительный прогноз: валовый сбор зерна на Украине в 2023 году может составить 34 млн тонн, что на 37% меньше показателя прошлого года и на 60% меньше, чем в 2021 год. Так что, может статься, в ЕС едва ли найдется что импортировать. Так что действия западных стран вполне логичны: они делают запасы для себя, особенно на фоне проблем из-за цен на продовольствие.
Когда Запад говорит о "мировом голоде", который угрожает миру, он не упоминает другую сторону вопроса: что будет с жителями Украины, которым, судя по прогнозу урожайности, также грозит голод. Вот что писал в мае в своем блоге бывший одесский политик Игорь Димитриев:
"Тогда украинский производитель не понимал, какое золото у него в руках. Казалось, зерно – это такая ерунда. То ли дело автомобили или там техника, которые производились в других странах. А сейчас видите как? Возвращаемся к традиционным ценностям: зерно, нефть, рабы, ветряные мельницы, глядишь, так и на конную тягу вернемся.
Шутки шутками, но по поводу украинского зерна вот что нужно сказать. Ни в коем случае нельзя сейчас снимать блокаду портов и вывозить зерно. Для пользы самих же граждан Украины. Сейчас зерно вывозят автотранспортом через западную границу, а Госрезерв, который должен гарантировать минимально необходимое количество зерна в запасе – пуст. Посевная завершена частично. Это значит, что урожай будет слабый. И если хранилища, пользуясь большой ценой, сейчас опустошат, то Украину в следующем году может ждать голод. Потому украинское зерно должно оставаться в хранилищах".
Сегодня прогноз выглядит вполне оправданным. Что же касается Запада, в свое время украинское зерно не спасло Германию – ни в 1918 году, ни в 1940-е. Об этом стоило бы помнить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.