Повышение процентных ставок кредитования в Евросоюзе болезненно для малых западных экономик, включая и страны Балтии, из-за увеличения затрат на обслуживание набранных во время кризисов кредитов. Но наряду с высокими ставками, введенными Соединенными Штатами, политика Европейского центрального банка почти смертельна для экономик развивающихся стран. Ранее несколько африканских государств фактически оказались в состоянии дефолта, не имея возможности оплачивать свои долги Западу из-за глобального кризиса.
Новые повышения выплат по многомиллиардным кредитам делают финансовое положение беднейших государств критическим. И позволяют Западу диктовать им свою волю при решении глобальных геополитических вопросов. Более 60 развивающихся стран, по данным Всемирного банка, столкнулись с долговым кризисом, их суверенный долг в период с 2008 по 2021 год увеличился более чем вдвое, с 1,3 триллиона евро до 3,5 триллиона евро.
Причем более половины долгов теперь приходится на частных кредиторов, в основном – на западные транснациональные инвестиционные фонды, такие как американские гиганты Blackrock и Vanguard, пенсионные фонды и страховые компании. В Пакистане и Египте половина годового дохода государственных бюджетов уходит иностранным кредиторам, отмечают эксперты Всемирного банка, а у Нигерии в прошлом году после всех выплат по долгам осталось всего несколько процентов бюджетных средств. Гана и Малави отдают на оплату процентов по кредитам почти половину своего годового бюджета, Коста-Рика, Иран и Замбия около трети.
Чтобы дать развивающимся странам возможность "отдохнуть" от тяжелых выплат по кредитам и помочь некоторым из них избежать дефолта, государственные и международные кредиторы, такие как Всемирный банк, Африканский банк развития и Международный валютный фонд, должны, по мнению Китая, пойти (но не хотят идти) на сокращение долга на сумму около 200 млрд евро. А частных кредиторов безуспешно уговаривают скостить еще около 260 млрд евро.
После пандемии группа 20 наиболее состоятельных стран, выступающих еще и в роли кредиторов, инициировала реформу, призванную облегчить бремя задолженности, так называемую общую основу. Но то ли благая в общем-то идея была плохо проработана, то ли у западных инвесторов на самом деле нет желания помогать развивающимся странам выбираться из долгов даже ради дорогостоящей "зеленой реформы", о которой так много и так убедительно говорит Евросоюз.
В африканских столицах считают, что договориться удается практически только с Китаем, а частные западные кредиторы навстречу задыхающимся должникам идти не хотят. Эксперты отмечают в то же время, что африканские лидеры ведут переговоры о реструктуризации долгов по отдельности, не желая пока объединять усилия в нечто подобное, например, Парижскому клубу, в котором состоят кредиторы.
Западная финансовая система враждебна развивающимся странам
Именно во французской столице должна состояться в двадцатых числах июня очередная встреча должников и кредиторов в рамках "Нового глобального финансового пакта" для переговоров о возможности смягчения долгового бремени третьего мира. Только что сформированный "пакт" по замыслу призван способствовать перераспределению финансовых средств во благо озеленения мировой экономики, то есть его задача как бы состоит в том, чтобы финансово стимулировать развивающиеся страны перестраиваться на "зеленый лад" во имя борьбы с глобальным изменением климата.
Складывается впечатление, что Запад озаботился тяжелым финансовым положением так называемого Глобального Юга лишь потому, что тот не в состоянии сейчас ничего инвестировать в возобновляемые источники энергии, поддерживая политику Евросоюза. Об этом в основном печалятся западные общественные организации в своих публикациях. Но думается, дело не только в "декарбонизации экономики".
Немалое число беднейших стран мира, оказавшихся в безвыходном положении из-за повышения выплат по кредитам, больше озабочены сейчас не "зеленой политикой", а тем, как бы изыскать дополнительные средства на зарплаты врачам и учителям, и на приобретение еды. И если им предлагают новые суммы в долг под обязательство что-то там "декарбонизировать" или проголосовать "как надо" на Генеральной ассамблее ООН, они соглашаются, поскольку согласны сейчас на любые условия.
Западные кредиты обходятся странам Африки, Латинской Америки и Азии намного дороже (от 10 до 20% годовых), чем они обходятся самим западным государствам, имеющим более высокие кредитные рейтинги (присуждаемые тоже западными рейтинговыми агентствами). С повышением ставок долги становятся неподъемными.
"Финансовая система, грубо говоря, настроена против Глобального Юга, – процитировали многие европейские издания недавнее заявление президент Кении Уильям Руто на состоявшейся в Найроби конференции фонда "Государственное управление Мо Ибрагима"*. – При 10%, 12%, 15% становится невозможным – невозможным! – осмысленно удовлетворять наши потребности в области развития, используя финансовые ресурсы такой архитектуры".
После апрельского собрания Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне развивающийся мир, впервые допущенный к переговорам в полном составе, предъявил свой план глобальной финансовой реформы, включающий требование предоставить большее количество кредитов под низкие проценты, чтобы решить проблемы долгов. Бедные страны должны собрать 2,5 триллиона евро в течение следующих пяти лет только для того, чтобы расплатиться с кредиторами.
Сделать это они не в состоянии, если Запад не согласится с их требованиями изменить отношение к кредитованию развивающихся государств. Но если они выберутся из долговой ловушки, Запад потеряет свой самый действенный рычаг воздействия на внешнеполитические "предпочтения" тех, от кого зависит сейчас баланс сил в мире – большинство развивающихся стран склоняется в пользу "Большого Востока" во главе с Китаем и Россией. Каждому новому голосованию в Генеральной ассамблее ООН по осуждающим за украинский кризис Россию резолюциям предшествует "обработка" представителей стран третьего мира. И Запад радуется каждому голосу в свою пользу, тратя на его "приобретение" беспрецедентно много сил и средств.
Глобализация завершается с тревожными последствиями для Запада
Многие западные обозреватели, отчасти признающие правоту африканских лидеров, утверждающих, что Запад душит их выплатами по долгам, ошибаются, считая, что Глобальный Юг всего лишь недоволен несправедливой оценкой выгод инвестирования в развитие бедных стран. Судя по высказываниям африканских и латиноамериканских лидеров последнего времени, их претензии говорят о намного более глубоком кризисе взаимоотношений с Западом.
Увеличение выплат по кредитам лишь усугубляет этот назревший кризис. Тем более, что коллективный Запад не отказывается от возможности использовать свои права кредитора, чтобы вынудить развивающиеся государства выбрать "правильную сторону" в развивающемся с подачи США противостоянии с Россией и Китаем. Мало кому нравится даже завуалированный шантаж.
Раздражение нарастает, его усиливает требование Запада определиться с позицией "по Украине", которая стала чуть ли не главным критерием "черно-белого" мировоззрения, то есть, иными словами, согласия или несогласия со сложившимся прозападным миропорядком. Но этот миропорядок превратил третий мир в безнадежных должников. И как они должны к нему в результате относиться?
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель цитирует в своем официальном блоге бывшего министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, недавно опубликовавшего в журнале Foreign Affairs статью под красноречивым заголовком "Мир за пределами Украины". Очевидно, Боррель с Милибэндом согласен:
"Убеждение Запада в отношении войны и ее важности в остальном мире сочетается в лучшем случае со скептицизмом, а в худшем – с откровенным пренебрежением". Разрыв между Западом и остальными ("остальными" так в тексте – прим. автор) выходит за рамки прав и недостатков войны. Наоборот, это результат глубокого разочарования – по правде говоря, гнева – по поводу неправильного управления глобализацией со стороны Запада после окончания холодной войны".
Тезис относительно "управления глобализацией", под которой понимается, очевидно, выбор западного крупного бизнеса в пользу перемещения в регионы мира с дешевыми ресурсами с целью зарабатывания сверхприбылей за счет меньших сопутствующих затрат, звучит неубедительно. Выбор в пользу выгоды – это не управление, а традиционное использование бедственного положения "остальных".
Ныне же эти самые "остальные" получили возможность и стимул (выбраться из долгов и зависимостей) переосмыслить свои отношения с богатым Западом (включая и взаимоотношения должник-кредитор), поскольку у них появилась альтернатива в виде богатого и сильного "Большого Востока", вступившего в откровенный конфликт с прозападным миропорядком. Попытка навязать или вынудить путем финансового шантажа развивающиеся страны оценивать украинский кризис также, как его оценивает Запад, ничего, кроме скептицизма, вызвать и не может.
* – недавно созданное объединение, призванное повысить эффективность африканских правительств; предполагается, что оно наряду с Африканским Союзом способствует созданию "единого фронта" африканских стран для разговора с мировым сообществом и, особенно, с Западом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.