В Евросоюзе новый поворот в старой борьбе за власть. И все из-за России

Логотип Евросоюза на здании штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе.
ria.ru

Алексей Языков

Тема: Мир после СВО

В Евросоюзе вновь обостряется конфликт из-за использования права вето, которое сторонники федерализации альянса очень хотели бы если не отменить, то хотя бы ограничить.

Европейские лидеры в очередной раз используют Россию как образ общего врага для "сплочения" стран альянса вокруг его центральной власти. Ради борьбы с "российской агрессией" всем государствам альянса следует отказаться от своего права вето при принятии решений в вопросах внешней политики и безопасности.

Такой довод в пользу централизации власти приводят западноевропейские столицы. Многие их восточные союзники не готовы поступиться остатками своего суверенитета, считая, что "тяжеловесы" узурпируют власть над Евросоюзом и только принцип единогласия мешает им это сделать.

Обработка общественного мнения на предмет добровольного отказа от права вето, которое якобы все больше мешает бурно прогрессирующему Евросоюзу быстро принимать "правильные" решения, продолжается не первый год. Да и ввод в активную "эксплуатацию" образа опасного и коварного врага, способного одолеть альянс, если тот не станет еще более единым и управляемым, случился не вчера.

Россию используют как пугало не в первый и, надо полагать, не в последний раз. Было бы даже странно, наверное, если бы отстаивающий идею федерализации Европы западный истеблишмент не воспользовался "российским фактором" как инструментом давления на сомневающихся и на явных противников превращения Евросоюза в нечто подобное федерации.

Ну а роль основной помехи дальнейшей централизации власти отведена Польше и Венгрии, время от времени пользующихся своим правом вето и постоянно конфликтующих с Брюсселем и другими западноевропейскими столицами.

Это именно Венгрия якобы мешает альянсу быстро и эффективно готовить и внедрять все новые антироссийские санкции, создавая иные сложности и идя наперекор мнению большинства. А Польша, хотя и зарекомендовала себя как ярый противник России, отказывается выполнять решения Суда Евросоюза, попирает принцип главенства права и противоречит интересам альянса в ряде других важных вопросов.

Они же, а также до недавних пор страны Балтии (в отношении твердости позиции Эстонии сомнения появились после призыва эстонского депутата Европарламента Урмаса Паэта пересмотреть применение принципа единогласия) и ряд других государств с разной степенью напора выступают против отказа от права вето.

Так что сложно назвать неожиданным с точки зрения общего содержания недавно опубликованное совместное заявление или, скорее, даже газетную статью группы министров иностранных дел стран Евросоюза. Тем более, что в публикации прямо не упоминаются ни Польша, ни Венгрия. Но особый интерес в этом материале вызывают подписи авторов и то, как они предлагают обойти право вето без изменения основополагающих соглашений Евросоюза.

Наряду с министрами иностранных дел Германии (Анналена Бербок), Бельгии (Хаджа Лахбиб), Люксембурга (Жан Ассельборн), Нидерландов (Вопке Хекстр) и Испании (Хосе Мануэль Альбареса Буэно) под статьей стоят подписи их румынского и словенского коллег, Богдана Ауреску и Тани Файон. Соавторство двух последних должно, вероятно, означать, что восточноевропейский лагерь противников отказа от права вето, то есть противников федерализации не так един, как можно было бы думать.

Похоже, обсуждение нового списка антироссийских санкций зашло в тупик

Соавторы, решив, вероятно, не оригинальничать и сразу брать быка за рога, начинают со слов "Перед лицом агрессивной войны России против Украины Европейский Союз доказал свою способность действовать. Он сделал это, поддерживая Украину дипломатически, финансово и в военном отношении; сократив свою энергетическую зависимость от России; и предлагая Украине, а также Республике Молдова четкую перспективу членства в ЕС".

"Когда мы смотрим в будущее, эта способность предпринимать быстрые и решительные действия будет оставаться ключевой для роли ЕС как субъекта внешней политики, готового отстаивать ценности и интересы своих граждан на все более неопределенной глобальной арене", – продолжают подписанты, не упомянувшие почему-то о доказательстве "способности действовать" во время борьбы с пандемией, с чем даже скептически настроенному европейцу было бы сложнее спорить, чем с утверждениями об "успехах" в прокси-войне с Россией.

Далее ожидаемо переходя к описанию трудностей, преодолеть которые можно, конечно, только путем принесения в жертву еще одной части своего суверенитета. "Нам нужен ЕС, который дает твердые, ощутимые результаты. Как показали недавние события, нам также необходимо повышать нашу способность работать во время кризиса – сейчас больше, чем когда-либо. А по мере расширения ЕС для успешной европейской интеграции необходимо, чтобы его институты функционировали эффективно".

"Однако в прошлом такие быстрые и решительные действия ЕС не всегда были само собой разумеющимися. Подавляющее большинство решений во внешней политике ЕС требуют единогласия, что в некоторых случаях может замедлить нашу способность действовать. Именно вопреки, а не благодаря этим правилам мы смогли согласовать десять пакетов санкций против России...", – описывают затем соавторы прелести отказа от права вето.

Они ожидаемо предлагают то, о чем ранее неоднократно говорили и деятели рангом повыше, то есть главы ряда западноевропейских государств и правительств – использовать при принятии решений в сферах безопасности и международных отношений принцип квалифицированного большинства ("за" на Совете должны проголосовать представители не менее 15 стран с населением не менее 65% от общей численности жителей Евросоюза).

Возможность сделать это без внесения поправок в основополагающее законодательство альянса (что было бы и невозможно, так как та же Польше заблокировала бы такие поправки, воспользовавшись своим правом вето) авторы публикации видят в использовании юридических лазеек и обходных путей, имеющихся в самом законодательстве. А кроме того, предлагается добровольно отказаться от голосования "против" в пользу "конструктивного воздержания".

Помимо имен подписантов (которых могло бы быть и больше) этой "программы обхода" принципа единогласия и помимо способов такого обхода, интерес представляет еще и выбор времени появления публикации. Почему именно сейчас было сочтено необходимым обострить (но без привлечения первых лиц) старый спор из-за права вето?

Опасения малых стран Евросоюза относительно сохранности остатков их суверенитета никуда не делись. Хотя разброд и шатания в их рядах, похоже, усилились, но в целом сопротивление еще слишком велико, чтобы его можно было окончательно сломить посредством совместной газетной статьи семи министров.

Можно предполагать, что главной причиной для этой публикации стали разногласия при обсуждении очередного пакета санкций против России. "Ястребы" хотели бы наконец включить в него поставляемое Россией топливо для атомных электростанций, природный газ и ряд других товаров, от которых не могут и не хотят отказываться некоторые получающие их страны Евросоюза. Преодолеть их право вето пока нет никакой возможности, если не исключить само право вето.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме