Фанатичная вера Санду в западные ценности доведет Молдавию до распада

Президент Молдавии Майя Санду
Sputnik

Мария Шатохина

Жители Молдавии с ужасом ждут предстоящую зиму. Люди выходят на улицы с требованиями отставки действующего правительства и президента Майи Санду. Реакция не удивляет, ведь сама Санду открыто признается, что стране не выжить зимой.

Дружный демократический Европейский союз начал распадаться с приходом холодов: экономические гиганты, которые еще не так давно звали Молдавию в свою особенную, честную, открытую семью, теперь и думать забыли об одной из самых бедных стран Европы.

Румынская соседка, дабы помочь своему европейскому другу, и вовсе закрыла глаза на все свои принципы и объявила, что отныне будет поставлять Молдавии электричество по удвоенному тарифу – всего-то по 1,428 евро за МВт/ч

Антироссийская политика правящей партии Молдавии привела к экономическому и социальному кризисам. Как известно, действующая власть смотрит на Запад. Но кто же эти правящие, и почему они с таким рвением продолжают в том же духе?

Хотелось бы здесь уделить особое внимание нынешней главе республики – Майе Григорьевне Санду.

Как Санду села в президентское кресло

Политик родилась в Молдавской ССР. Закончила там же Академию экономического образования и Академию государственного управления при Президенте.

Профессиональная деятельность началась еще в 1994 году, когда Санду неожиданно пришла на должность главного специалиста отдела сотрудничества с Европейским союзом и странами Черноморского бассейна в Департамент внешнеэкономических отношений Министерства экономики Молдавии. Спустя два года она стала консультантом в Главном Управлении по сотрудничеству с международными экономическими организациями.

Затем Санду решила сменить вектор. В 1998 году работала консультантом, а затем и экономистом в представительстве во Всемирном банке в Кишиневе. В 2005 году ушла в Министерство экономики страны в качестве директора Главного управления макроэкономической политики и программы развития.

У Санду также был опыт работы координатором программ в рамках Программы ООН по развитию в республике и консультантом по реформе центрального публичного управления. Позже ее занесло в США. Там в 2010 году она окончила магистратуру Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди в Кембридже и стала советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне.

Спустя два года Санду решилась на новые перемены сферы и страны. В июле 2012 года она стала Министром образования Молдавской Республики. Хотелось бы уточнить, что, находясь на этой должности, она не раз слышала критику проводимой политики. В 2015 году она подала в отставку в связи с победой на выборах Либеральной партии.

Разорвать страну между Западом и Востоком

В 2014 году Санду внезапно объявила себя членом партии Либерал-демократов. Как оказалось позже, она вроде как и являлась "частью" партии, но не на бумаге. В конце 2015 она решила создать собственное проевропейское политическое движение "Сделай шаг с Майей Санду", которое впоследствии стало партией "Действие и солидарность". Уже в следующем году Санду объявила себя кандидатом на пост президента от партии. На тех выборах она проиграла Игорю Додону.

В 2017 году ситуация в стране ухудшилась. Эксперты Центра Карнеги Войцех Кононьчук и Камиль Цалус видели ситуацию так: "Власть в Молдавии захватил один человек – Влад Плахотнюк. <…> Плахотнюк полностью контролирует молдавский госаппарат, включая суды, генпрокуратуру и антикоррупционные структуры. Игорь Додон – пророссийский президент страны – не выступает противовесом олигарху. Несмотря на публичное противостояние, похоже, что Плахотнюк и Додон неформально сотрудничают. <...> При этом влияние Плахотнюка неформальное. Он не занимает никаких официальных постов, только должность председателя Демократической партии".

Партии Санду, Додона и Плахотнюка не могли никак сформировать коалиционное правительство. Тогда к ним на помощь пришли вице-премьер России Дмитрий Козак, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан и директор офиса Восточной Европы Госдепа США Брэд Фреден. Удивительно, но уже на следующей день было сформировано новое правительство.

Санду избрали 13-м премьер-министром республики, однако уже на следующий день Конституционный суд отменил это решение. Вопреки решению суда, Санду все-таки провела заседание правительства. Фактически возникло двоевластие, что привело к столкновению сторонников разных партий. В ситуацию вмешались США в лице посла Дерека Хогана, который убедил Влада Плахотнюка признать коалиционное правительство. На посту премьер-министра Санду продержалась с июня по ноябрь 2019 года.

В июне того же года Конституционный суд Молдавии постановил временно передать полномочия исполняющему обязанности премьер-министра Павлу Филипу. Был подписан указ о роспуске парламента и досрочных выборов. Через год, в 2020 году, партия "Действие и солидарность" вновь выдвинула Майю Санду в кандидаты на пост президента. Интересно, что победу на выборах ей обеспечили граждане за рубежом. В странах, особо поддерживающих Санду, например, в Германии, Франции и Великобритании, на всех желающих не хватило бюллетеней

"Госпожа Санду – реальный партийный лидер, действующий президент. Она является духовным лидером правоцентристской либеральной и проевропейской партии "Действие и солидарность". Главным является то, что госпожа Санду персонифицирует одно из принципиальных направлений в молдавской политике – проевропейское направление. Это направление имеет право на жизнь", – отметил в разговоре с Baltnews президент российской Ассоциации прибалтийский исследований, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

Слепая вера в "светлое" западное будущее

Санду не скрывала свои европейские взгляды, поэтому, вступив в новую должность, она тут же начала делать ряд заявлений о сотрудничестве с ЕС, параллельно отказываясь от отношений с Россией. Причем тогда было не важно, какие это именно отношения. Так, например, экс-президент Додон смог договориться с Москвой о безвозмездной помощи в 0,5 млрд рублей сельхозпредприятиям страны. В феврале 2021 года Санду объявила, что финансовую помощь на развитие сельских хозяйств республики по программе "Европейское село" окажет ЕС.

Политолог Николай Межевич отметил, что за 30 лет присутствия во власти правых партий страну привлекал европейский сектор. Для Молдавии уровень жизни в просто бедных странах Европейского союза – например, Литве или Румынии – считается за счастье.

"Если, условно говоря, в той же Литве человек получает 1000 евро, то он чувствует себя изгоем общества, нищим, неспособным прокормить не то чтобы семью, но и себя. А если в Республике Молдова человек получает 1000 евро зарплату, то он чувствует себя, конечно, не королем, но чувствует себя обеспеченным человеком. И мы обязаны с вами, занимаясь анализом происходящего в Республике Молдова, вот это обстоятельство понимать", – уточнил профессор.

Различия в уровне жизни, безусловно, влияют на электорат Санду, который будет "свято верить в то, что только какие-то нехорошие дяди и тети мешают Молдове войти в Европейский союз", продолжил политолог. По его словам, в республике есть люди, которые не готовы "скакать с кастрюлей", как это было на Майдане, но они хотят без особых усилий получить результат – в данном случае это светлое будущее в Европейском союзе.

Ситуация осложняется тем, что сама Санду действительно верит в то, что говорит. Политолог признался, что именно так его коллеги, которые хорошо понимают политический состав страны, отзываются о ней: "Это важно, потому что вообще для политиков это не всегда характерно".

Высока ли вероятность, что люди пойдут за политиком, который действительно верит в то, что европейский выбор приведет Молдавию к экономическим победам и активно продвигает эту тему? Вполне. Однако есть объективная реальность, о которой Санду, вероятно, забывает.

"Ту часть информации, которая свидетельствует о том, что сегодня сама Европа не способна помочь Молдове, просто потому что непонятно, кто будет помогать самой Европе – вот эта часть информации выпадает за пределы ее анализа. Хотя она совсем не старый человек для политика. Несмотря на это, она смотрит на Европу примерно так, как, скажем, я смотрел в начале 1990-х годов, понимая ее европейские проблемы, но признавая, что европейский опыт является системно важным", – резюмировал Николай Межевич.

Кроме того, зарубежный опыт Санду также влияет на политику и на выбранный вектор. Напомним, что действующий президент в молодости училась и работала в США. Также стоит помнить, что Молдавия тридцать лет живет, поделенной на Запад и Восток, что, безусловно, создает проблемы.

Молдавия может стать вторым Майданом?

Профессор напомнил, что подобная ситуация была и на Украине до тех пор, пока после Майдана оппозицию не уничтожили физически. "Но все-таки Молдова – это не Украина, оппозиция есть, и непарламентские методы борьбы – ну, скажем, сжечь своих оппонентов в Доме профсоюзов или где-то еще – для Молдовы менее характерны, существенно менее характерны, чем для Украины", – заметил он.

Несмотря на то, что разные партии тянут страну в разные стороны, фактически разрывая ее, важно помнить, что многопартийность в оригинале объясняют общественными интересами.

"Давайте себе представим, интересы блондинов представляют партия "Блондины за справедливость", интересы брюнетов представляют пария "Брюнеты наше будущее". Соответственно, блондины голосуют за свою партию, брюнеты – за свою, а лысые завидуют и создают потом третью партию "Лысые за демократию". Однако на определенном этапе любая партия начинает жить, скажем так, отдельно от своих избирателей, отдельно от своего электората. Партия лысых не вспоминает о реальных требованиях лысых, партия блондинов вступает в сотрудничество в какой-то межпартийный блок с партией брюнетов. Ну, и так далее. То есть партия отрывается от народа. Актив партийный начинает работать на себя, а не на народ. Однако избиратели – не дураки, они это замечают, и тем или иным партиям приходит конец", – объяснил профессор.

Конечно, в Молдавии все несколько сложнее. Там партии можно сравнить с цветами, которые прорастают сквозь асфальт – быстро появляются и быстро уходят. Политолог считает, что в данном случае они не столько отрываются от народа, как это происходит обычно, сколько изначально не способны воспринять реальные требования населения и интересы.

Проблемы в коммуникации правительства и граждан видны невооруженным взглядом. Например, сфера энергетики. Кроме того, что у самой республики нет энергоресурсов, в ближайшем будущем она может лишиться и российских поставок: Молдавия задолжала российскому "Газпрому" крупную сумму, превышающую 700 млн долларов с учетом пени. Долг Кишинев обещал выплатить компании до 1 мая текущего года, но не получилось, не срослось. Теперь перед "Газпромом" стоит выбор: отключать или не отключать Молдавию от трубы.

И ведь перед Санду тоже не так давно стоял выбор: договориться с Россией о более дешевой цене на газ или нет. В июле президент обвинила оппозицию и всех сторонников диалога с Москвой в их пророссийской политике и служению Кремлю, а не своим гражданам. Тогда Санду гордо заявила: "Я не собираюсь продавать часть страны в обмен на дешевый газ". Вероятно, она не осознавала, что уже спустя два месяца страна будет готова саму себя продать кому угодно, лишь бы выжить.

"Понятно, что все, что не устраивает лично Санду, она будет называть лицемерием. Ее задача – усидеть на этом кресле. Ее не волнует, что при этом замерзнут десятки тысяч детей в Гагаузии. В принципе, это такой вариант, я бы сказал, фашистско-румынского диктатора Антонеску в юбке и, как говорят мои студенты, на минималках", – констатировал Николай Межевич, комментируя поведение Санду.

Безусловно, эти действия – продолжение прозападной политики. Действительно, оппозиция в Молдавии, а также Приднестровье и Гагаузия, придерживается иной позиции – нужно торговать с Москвой, получать из Москвы энергоносители, продавать в Москву коньяк, вино, фрукты, овощи и другое.

"Кишинев в лице абсолютно проевропейской, а реально проамериканской Санду против. Но она действующий президент. Она дает санкции – это продавать, это покупать и так далее. Поэтому пока Санду у власти, я боюсь, что говорить о каких-то взаимовыгодных торгово-экономических отношениях с Москвой не получится", – пояснил профессор.

Цыплят по осени считают

Вероятно, какая-то часть граждан Молдавии поддерживала действующее правительство в стремлениях стать более европейской страной, однако сейчас, когда температура на улице понижается, кушать хочется, а платить за жизнь нечем, народу перестали нравится западные ценности и западная политика. Буквально в прошедшую пятницу, 9 сентября, граждане собрались в центре Кишинева, чтобы демонстративно сжечь счета за коммунальные услуги. Было бы радостно объявить, что за сожженные счета они не заплатят, но увы.

И ведь логичный вопрос – помогли ли несколько месяцев демонстраций и протестов? На данный момент, нет. Более того, антироссийская политика стала куда крепче. Политики против любых связей с Россией, даже воздушных. Недавно молдавская авиакомпания Air Moldova объявила о возобновлении прямых рейсов Кишинев–Москва с 1 октября. Тут же вмешался Орган гражданской авиации, который запретил перелеты в этом направлении. В авиакомпании пытаются пойти на компромисс, договориться, но все без толку. 

Этот недемократичный запрет уже прокомментировал бывший президент Молдавии Игорь Додон. В разговоре с РИА Новости он заявил, что решение властей не имеет ничего общего с интересами и безопасностью граждан. Все это лишь для того, чтобы понравиться западным кураторам и показать свою солидарность. Экс-лидер Молдавии призывает граждан к пикетам и протестам, которые приведут к смене власти. Однако, как отметил политолог Межевич, все будет проходить несколько иным путем.

"Нет такой схемы, что, если кто-то протестует против президента, этот президент должен взять, собрать любимую точилку и карандаш с авторучкой с письменного стола и пойти на выход. В нормальной стране протесты – это способ выражения отношения к власти. При одном условии – если вы приходите в установленное место с плакатиками и там поете какую-то песенку. Если вы берете бутылки с коктейлем Молотова, то это уже не протест, это называется немножко иначе, поэтому не надо удивляться, что армия и полиция встречают вас соответствующим образом. В любом случае, протест – это не повод для немедленного ухода, это как третий звонок в театре – пора уже занимать свои места" – объяснил Межевич.

Именно сейчас у правительства Молдовы есть шанс действовать. Чтобы понять, помогли ли протесты, слышит ли действующее правительство своих граждан, действительно ли Европа поможет Молдавии, придется ждать весны и анализировать уже по итогам проделанной работы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме