Сегодня даже западные издания уверяют, что от украинского кризиса и санкционного режима, который за ним последовал, больше пострадала Европа, чем бенефициар такой политики – США. Пока Вашингтон пытается бороться с инфляцией, страны ЕС начинают осознавать, что рост стоимости жизни и падение курса национальной валюты – далеко не все проблемы.
Инфляция и удорожание цен – лишь следствие. А вот реальная проблема заключается в промышленных предприятиях Старого света, которые вынуждены поднимать стоимость своей продукции, чтобы не работать в убыток. В итоге они не только теряют покупателей, но и становятся неконкурентоспособными.
Причина такой ситуации проста – слишком дорогие энергоносители. Однако ЕС, кажется, не собирается исправлять эту ситуацию. В Европе анонсировали новый пакет санкций, который включает в себя потолок цен на российскую нефть. При этом в Международном энергетическом агентстве (МЭА) уже прямо говорят о неизбежности дефицита дизеля.
Залить проблему деньгами не получится
Как сообщает издание Handelsblatt, ссылаясь на данные Eurostat, в августе цены производителей промышленной продукции в годовом выражении увеличились на 43,3%. Рост стоимости производимых в еврозоне товаров наблюдается не первый месяц и постоянно увеличивается. Например, в июле прирост составил 38%.
В таком скачке виноват как экономический, так и энергетический кризис. Однако основной удар промышленность получила именно из-за цен на энергоносители (в августе их стоимость увеличилась на 116,8% в годовом выражении). Без учета роста стоимости электроэнергии, выпускаемая в еврозоне продукция подорожала лишь на 14,5%.
Инфляция в странах ЕС тоже достигла рекордных отметок – 10%. Это в пять раз превышает целевой показатель ЕЦБ, который рассчитывал на 2%. Глава Европейского центрального банка Кристин Лагард уже заявила о грядущем повышении процентных ставок для борьбы с инфляцией (на данный момент ключевая ставка ЕЦБ – 1,25%). Однако с учетом практически умирающей промышленности в Еврозоне, подобный план не принесет ощутимого результата.
В Евросоюзе, как обычно, пытаются завалить проблему деньгами. При необходимости могут даже снова включить "печатный станок". Таким образом в ЕС поддерживают энергетическое компании, которые без денежных вливаний могли просто разориться. Теперь и немецкая Uniper, и французская Electricite de France являются полностью государственными. Однако национализировать по такой схеме всю промышленность не выйдет. Банально не хватит денег, даже если начать их печатать темпами, сравнимыми с США.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что вливание ликвидности в экономику со стороны Центральных банков лишь усиливает инфляцию, ведь эти процессы начались в Европе еще год назад – они были как раз следствием того, что ЕЦБ пытался стимулировать рост экономики после пандемии за счет печатания денег.
В результате инфляция в ЕС выросла с прошлогодних 5% до 10% сейчас. Конечно, в этом году процесс стимулировался увеличением цен на энергоносители, но начался рост инфляции в результате вливания евро от ЕЦБ. Так что таким способом потушить пожар в ЕС не получится – это все равно, что в костер подливать бензин.
"И процесс роста цен производителей не остановится: только в августе цены на энергоносители в мире выросли на 78% год к году, а газ – на 250% в годовом выражении (данные ВТО). Сейчас нет никаких причин ожидать, что нефть, газ и уголь внезапно подешевеют. В Европе скоро начнется зима, повышенный объем отбора газа из хранилищ, вводятся новые ограничения по нефти из РФ, а поставки природного газа из нашей страны на минимуме из-за диверсий на "Северных потоках". Стоимость энергоносителей будет только расти, что станет еще сильнее разгонять инфляцию в Европе, а ЕЦБ может только немного повысить ставку, чтобы не допустить дефолта части стран союза", – сказал Деев Baltnews.
"Чтобы предупредить банкротство крупнейших энергетических компаний, власти разных стран (Германии и Франции, например) уже национализируют компании сектора. Это означает рост нагрузки для бюджетов государств на субсидирование поставок энергоресурсов бизнесу и населению – и не более того. Для решения проблем с ростом инфляции и снижения ценового давления по нефти и газу требуются политические решения – снятие санкций против РФ. Но вряд ли это произойдет в обозримой перспективе. Так что с такой динамикой промышленного производства и роста цен производителей Европа очень скоро окажется в состоянии широкомасштабного системного кризиса", – добавил он.
Промышленность рассыпается, словно она – карточный домик
Очевидно, заваливать проблему деньгами, как это привыкли делать на Западе, – не выход. Основная причина удорожания производимых в еврозоне товаров – цена на энергоносители. Однако Брюссель не только не пытается исправить ситуацию, но и усугубляет ее.
Как отмечает издание Politico, представители стран-членов ЕС достигли предварительной договоренности о новых санкциях против Москвы, включая ограничение цен на продажу российской нефти. Уступки предполагаются только для Мальты, Греции и Кипра. Флот этих стран вовлечен в транспортировку российской нефти.
Подобные действия со стороны Европы сделают нефть практически дефицитным товаром. Особенно в свете того, что Москва и Эр-Рияд договорились о сокращении добычи нефти на два млн баррелей в сутки с ноября текущего года. Конечно, США не оставят ситуацию без ответа. Однако новые американские санкции не добавят в мир больше нефти. Энергокризис усугубится.
И в Европе уже намечается дефицит дизельного топлива. Как отмечает Oil Price, запасы дизеля по-прежнему ниже среднего пятилетнего показателя, а запрет нефтепродуктов и РФ – это еще один шок для европейского рынка.
Газ, уголь, нефть и продукты нефтепереработки – все это постепенно становится практически предметами роскоши для Европы. И такое положение дел отражается на промышленности. Предприятия в еврозоне не справляются с нагрузкой и все чаще либо закрываются, либо поднимают цены, теряя конкурентоспособность на рынке.
Промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов рассказал в беседе с Baltnews, что первой в Европе пострадает газохимическая отрасль. Хотя остальным тоже мало не покажется.
"На данный момент остановлены уже 70% мощностей по выпуску азотных удобрений. Если цены на газ продолжат подниматься, остальные 30% остановятся уже к концу года. Дальше я ожидаю падение производства прочих видов химической продукции – пластмассы, резины, формалина, уксусной кислоты и прочее. Но самое страшное для ЕС сегодня – это падение производства лекарств. А ведь фармацевтические компании действительно могут остановиться", – заметил Хазин.
"Лекарства в Европе дорогие, а если цены на газ будут такими, как сейчас, или еще выше, то фармацевтические компании окажутся в патовой ситуации. С одной стороны, население не сможет покупать продукцию по таким завышенным ценам, а сдругой – снизить стоимость компании будут просто не в состоянии. В итоге им будет дешевле закрыться, что приведет к дефициту лекарств на европейском рынке", – добавил он.
Леонид Хазанов считает, что следующей на очереди на разорение стоит металлургия. Предприятия из этой сферы уже останавливаются, наблюдается спад производства стали и алюминия, а также цинка. В ближайшем будущем также ожидается спад производства меди и медных полуфабрикатов. Автомобилестроение в ЕС и так чувствует себя не лучшим образом из-за нехватки микрочипов, но будет еще хуже, так как эти заводы нужно снабжать светом и теплом.
"Пострадает и пищевая промышленность. Если остановятся предприятия по выпуску азотных удобрений (что уже частично происходит последний год), то и побочных продуктов вроде углекислого газа, не будет. А он необходим для консервирования мяса, овощей и прочего", – отметил эксперт.
"При нынешних ценах на энергоносители также могут остановиться холодильные мощности. Из-за экономии в ряде компании, связанных с коммуникациями, появятся проблемы со связью, так как вышки тоже снабжаются электричеством. Под откос будет катиться абсолютно все", – заключил Леонид Хазин.
Новости для Европы не самые радостные, причем не только из-за того, что цены, очевидно, продолжат расти. Такое масштабное снижение промышленности, как ни странно, негативно отразиться на ВИЭ-генерации, после чего электричество станет еще дороже.
Если произойдет остановка или замедление темпов производства меди, переход на "зеленую" энергетику попросту остановится. Медь – это основа, без которой невозможно построить ни ветрогенераторы, ни солнечные панели. Отсутствие собственного производства меди либо остановит ВИЭ-генерацию, либо сделает ее "золотой", что станет еще одним важным камнем в лавине экономического кризиса.
Но ЕС больше волнует введение потолка цен на российскую нефть и официальные показатели инфляции, чем потеря собственного производства и, как следствие, стабильной экономики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.